Какие последствия будут, если перепутать клеммы АКБ

С новой аккумуляторной батареей неприятности случаются достаточно редко, особенно если она необслуживаемая. Поэтому и необходимость в её снятии возникает нечасто. И всё же даже такие АКБ нуждаются в периодической зарядке, и эта операция требует внимательности во время подключения зарядного устройства. Если с установкой батареи на автомобиль обычно проблем не бывает, то при зарядке вероятность перепутать провода не такая уж маленькая. Насколько опасна такая ошибка, и что будет, если допустить её во время прикуривания от другого аккумулятора?

Перепутал клеммы аккумулятора: возможные последствия

Самый простой ответ на вопрос о том, что будет, если перепутать клеммы автомобильного аккумулятора, короток: не ждите ничего хорошего. При самом оптимистичном сценарии вам придётся менять плавкие предохранители, но зачастую последствия гораздо печальнее. Перечислим их.

Замыкание

Первое, что нужно уяснить: переполюсовка (это не совсем правильный термин, но суть проблемы отражает верно) – это короткое замыкание. И оно всегда сопровождается визуальными и звуковыми эффектами, заметить которые невозможно: искрами, характерными щелчками, не исключена и задымленность.

Если у вас очень хорошая реакция, всех нижеперечисленных проблем можно избежать, просто отдёрнув руку с проводом. Увы, так бывает не всегда. А значит, читаем дальше.

Воспламенение, пожар

Самый катастрофический вариант бывает, если водитель «впал в ступор» после того, как после неправильного подключения с клемм начался сыпаться град искр. Переполюсовка – это, по существу, КЗ, при котором провода начинают раскаляться, плавя оплётку. Изоляция не всегда бывает негорючей, а если в месте замыкания проводка проходит вплотную к другим горючим материалам или контактирует с техническими жидкостями, риск возгорания увеличивается кратно.

В таких случаях действовать нужно быстро, не допуская длительного замыкания при неправильном соединении проводов. Если это провода от зарядки, можно выдернуть вилку ЗУ из розетки – это будет безопаснее, чем сбрасывать клеммы.

Падение мощности АКБ

Если вы перепутали клеммы аккумулятора не на машине, а когда ставили батарею на зарядку, то проблемы будут локализованы только самой батареей и зарядным устройством.

Если аккумулятор был полностью разряжен, то его подключение с перепутанными проводами приведёт к зарядке, при которой его клеммы сменят полярность – плюсовая станет минусовой и наоборот. Вот эта процедура и называется переполюсовкой. В некоторых случаях её используют целенаправленно, но падения ёмкости батареи при этом не миновать.

Другое дело – ошибка с проводами в отношении частично заряженной АКБ. Здесь, скорее всего, пострадает зарядное устройство, причём безвозвратно. Вследствие короткого замыкания.

Выход из строя ЭБУ

Если пожар автомобиля следует считать катастрофическим сценарием, поскольку в этом случае вы лишаетесь транспортного средства, то перегорание бортового компьютера – вторая по последствиям неприятность. Без электронного бока управления современный легковой автомобиль работать не может, а сам блок – вещь дорогостоящая. Потеря настроек – ещё одно последствие перегорания электронного блока БК.

Перегоревшие предохранители

Это самый оптимистичный вариант (по деньгам, разумеется). Но, если честно, надеяться на то, что всё обойдётся только заменой плавких предохранителей, не стоит. Даже если у вас неплохая реакция, до того, как от возрастания тока перегорит рассчитанный на определённое сопротивление проводок, может пострадать чуткая к перепадам напряжения электроника.

Впрочем, и с перегоревшими предохранителями могут возникнуть проблемы, поскольку далеко не всегда удаётся сразу определить, что именно не работает. Так что при форс-мажоре, вызванном вашей ошибкой с подключением аккумулятора, не поленитесь перед поездкой проверить работоспособность всех потребителей.

Поломка генератора

Если вы перепутали клеммы АКБ, первым, кто про это узнает, будет именно генератор. Правда, он хорошо защищён против таких ошибок наличием диодного моста, но встречаются модели (в основном устаревшие или очень дешёвые), где он отсутствует, и тогда генератор первым подвергается воздействия короткого замыкания и перегорает.

Отказ работы сигнализации

Поскольку сигнализация обычно подключается непосредственно к батарее, вероятность того, что она сгорит, достаточно велика. Особенно если её конструкция предусматривает наличие триггеров – они изменения полярности не переносят.

Частичная оплавка проводов

Об этой проблеме мы уже упоминали – вследствие КЗ через провода начинает течь ток, превышающий номинал допустимого значения. Сопротивление растёт, металл быстро греется, изоляция плавится. Так что допустили ошибку – обязательно проверьте целостность проводов.

Последствия неправильного подключения аккумулятора

Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.

Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.

Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.

Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):

Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.

Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.

Cгоревший диодный мост генератора

А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.

Если перепутал клеммы при зарядке автомобильного аккумулятора

Обычно именно так и случается. Дело в том, что при установке АКБ на штатное место неправильно подключить провода маловероятно, даже если вы перепутаете полярность – плюсовая и минусовая клеммы имеют разный диаметр.

Другое дело – подключение ЗУ к батарее. Крокодилы по размерам не отличаются, а вероятность перепутать провода хоть и небольшая, но существует.

Если вы достаточно быстро сообразили, что ошиблись, последствий можно избежать. В противном случае есть риск, что сгорит зарядное устройство. В случае глубокой разрядки аккумулятора неправильное подключение грозит переполюсовкой, то есть сменой полярности клеммных выводов. Если конструкция АКБ позволяет использовать её в таком виде – можете попробовать, но о переполюсовке нужно всегда помнить.

Лучше всё же вернуть нормальную полярность батареи, полностью разрядив её (обязательно медленно!) и зарядив уже с нормальной полярностью подключения проводов. Разумеется, самое опасное в этом случае – глубокий разряд. Для некоторых разновидностей аккумуляторов (например, кальциевых), такая процедура крайне нежелательна.

Использование самодельных зарядок допустимо, если они оснащены плавким предохранителем, который защитит от перегорания ЗУ. Заводские устройства в своём большинстве такую защиту имеют.

Впрочем, это не относится к дешёвым китайским зарядным устройствам. Если вы перепутали клеммы АКБ при зарядке, они, скорее всего, такого надругательства не выдержат.

Неправильное прикуривание

Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.

Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.

Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.

Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.

Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.

Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить?

Источник

Если перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании

Такая операция, как прикуривание «дохлого» аккумулятора от заряженного, достаточно редкая. Но она таит в себе немало опасностей и для донора, и для акцептора.

Дело в том, что при последовательном и неправильном подключении проводов мы будем иметь дело с коротким замыканием с номиналом 24 В, а не 12. Если вы будете использовать некачественные провода малого сечения, они, скорее всего, просто перегорят в месте, где имеется самое значительное снижение их диаметра. С повышением сечения вероятность перегорания проводов снижается. По крайней мере, этому будет предшествовать процесс их быстрого нагрева, но здесь уже возрастает вероятность возникновения пожара.

Так что будьте осторожными при подключении проводов, особенно не заводских (последние маркируются цветами). Важно, чтобы положительная клемма донорского АКБ была соединена с такой же плюсовой клеммой на разряженной батарее, причём этот провод подключается первым (сначала крокодил цепляется на авто, которое необходимо завести).

После успешного прикуривания не менее важно соблюсти правильную очерёдность отключения проводов: сначала минусовый, и только после этого – положительный.

Помните, что к прикуриванию следует прибегать, только если другого выхода нет – эта процедура очень опасна для бортовой электроники из-за неизбежных скачков напряжения.

Какие могут возникнуть поломки?

В первом случае одно из самых негативных и распространённых последствий – это отказ всего функционала салона автомобиля: центральный замок, дворники, электрозеркала, стеклоподъёмники, магнитола — т.е. всё, что связано с электрическим сопровождением салона.

Это объясняется тем, что в современных автомобилях на генераторах установлено реле, которое контролирует заряд аккумулятора, и смена полярности для него обернётся катастрофой.

В машинах советской сборки наиболее часто выходит из строя диодный мост генератора, соответственно отказывают и другие электронные устройства транспортного средства.

Сейчас же в автомобилях чаще всего ставят диодные мосты с предохранителями на электронные блоки. Если сгорает предохранитель – блок останется в прежнем рабочем состоянии.

Во втором случае неверного подключения, последствия и поломки скорее всего будут менее существенным. Чаще всего перегорают предохранители, которые находятся в цепях питания, либо выходит из строя бортовой компьютер, часы.

Несомненно, бортовой компьютер играет немаловажную роль в устройстве автомобиля, поэтому в связи с его поломкой могут отказать почти все системы.

Замена бортовика – удовольствие не из дешёвых.

Важно: если оставить неверно подключенную АКБ в автомобиле на длительный отрезок времени — возможно возгорание!

Подобная ситуация может произойти и при неверно осуществлённом прикуривании вашего аккумулятора от другого транспортного средства. Даже небольшое замыкание может стать причиной пожара!

При неверном подключении АКБ так же настоятельно советуем проверить проводку, причём не только ту, которая располагается непосредственно у аккумулятора, но и провода, которые могут находится под нагрузкой во время подсоединения.

Если же на клеммах установлены предохранители – обязательно проверьте их работоспособность. С помощью мультиметра продиагностируйте и остальной блок предохранителей.

Безусловно, сама батарея так же пострадает от непривычной нагрузки и замыкания. Ведь каждая из пластин (плюсовая или минусовая), которая находится в электролите, имеет свой заряд, соответственно, если вы путаете плюс и минус, то вынуждаете АКБ работать в обратном порядке.

Так же из строя может выйти и сигнализация, при подключении которой чаще всего используют специальные устройства — «триггеры», которые имеют свойство функционировать только со своими полюсами, и если перепутать клеммы, то это выведет их из строя. Мы описали наиболее часты поломки, которые могут возникнуть при неверном подключении клемм АКБ. При монтаже аккумулятора обязательно сконцентрируйтесь на правильном подключении, ведь даже такие несущественные ошибки могут вывести из строя ваш автомобиль и обречь на дорогостоящий ремонт.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]