Основная причина нестабильной работы мотора Лады Гранты на холостом ходу в неисправности регулятора, датчика положения дроссельной заслонки.
Водителю на заметку!
Семейство Лада, начиная от Приоры, оснащено электронной системой регулировки положения дроссельной заслонки. В предыдущих моделях использовался механический тип привода (тросиковый).
Систематическая эксплуатация оборудования приводит к его износу, нестабильной работе. Процесс самостоятельной профилактики и замены простой, но требует внимательности со стороны мастера.
На примере автомобиля Лада Гранта рассмотрим пошаговый алгоритм замены датчика холостого хода.
Признаки выхода из строя, необходимости замены РХХ, ДПДЗ
- затрудненный пуск двигателя «на холодную», «на горячую»;
- плавает холостой ход, нестабильная работа мотора;
- повышенный расход горючего;
- педаль акселератора малоинформативная;
- вибрация в салоне автомобиля, вибрация рулевого колеса;
- сниженная динамика разгона;
- машина глохнет при движении под горку;
- при нажатии на педаль акселератора ощутимы периодические провалы, скачки оборотов;
- повышенный расход на холостом ходу.
Причины поломок датчиков холостого хода
Подсос воздуха извне — первая и основная причина нестабильной работы системы зажигания, топливной аппаратуры. Электронный блок управления двигателем (далее — ЭБУ) в процессе сканирования показаний «не знает, куда девать» излишки воздуха.
На приборной панели загорается индикатор поломки, обороты машины плавают, расход воздуха увеличивается.
Вторая наиболее распространенная причина — систематическое заедание механизмов в вентиляционном клапане. В результате стрелка тахометра показывает обороты от 850 до 1250 об/мин, холостой ход неустойчивый.
Завершает «тройку лидеров»: бедная смесь, поступающая в цилиндры для последующего воспламенения.
Датчик
Подготовительный этап перед установкой датчика холостого хода
Необходимые инструменты, материалы:
- отвертка с магнитным наконечником;
- штангенциркуль;
- тестер;
- канцелярский нож;
- динамометрический ключ;
- регулятор холостого хода (далее — РХХ);
- датчик положения дроссельной заслонки (далее — ДПДЗ);
- ветошь;
- дополнительное освещение;
- жидкость для удаления наслоений, ржавчины WD– 40.
Местонахождение датчик холостого хода на Лада Гранта
На Лада Гранта с электронной педалью нет датчика холостого хода! Поэтому Вас и отправили с магазина снять Ваш. Датчик холостого хода один, не ошибётесь, если он конечно у Вас есть.
Электронная педаль выглядит вот так
Узнать какая у Вас педаль просто. Если у Вас есть тросик газа под капотом, то у вас обычная педаль. Так что, если у Вас не электронная педаль, то датчик находится на узле дроссельной заслонки, а вернее в нижней его части.
Дроссельный узел без регулятора холостого хода (электронная педаль газа)
Чтобы его снять, необходимо:
- снять питание с аккумулятора;
- снять питающую фишку с датчика холостого хода;
- выкрутить два болта крепления;
- извлечь датчик холостого хода.
На картинке датчик холостого хода обозначен красным цветом, также дроссельный узел снят
Диагностируем поломку
Причин в ситуации, когда двигатель на Лада Гранта заводится и сразу глохнет — может быть много. И это не обязательно датчик холостого хода.
По-моему опыту я могу сказать, что на 8-ми клапанной Гранте с поломкой этого датчика, ещё можно ехать, так как двигатель «тракторный». А вот 16-клапанов, будут глохнуть, так как это оборотистые двигатели. Поэтому, если у вас глохнет 8-ми клапанник, то причина может быть не в поломке датчика холостого хода. А вот, если 16-ти клапанный двигатель, то симптомы Вы описали верные. Кстати также себя ведут и Лады Приоры, там тот же 16-ти клапанник.
Замена регулятора холостого хода не панацея в борьбе с плавающими оборотами или троящим двигателем. У большинства автомобильных электриков в своём арсенале есть тестер для проверки работы регулятора. Для этого снимите свой, и отдайте его на проверку. Глюк регулятора может быть блуждающим, а тестер покажет правильную картину.
Источник: https://carfrance.ru/gde-naxoditsya-datchik-xolostogo-xoda-na-lada-granta/
Последовательность действий при самостоятельной замене датчиков РХХ и ДПДЗ
- Помещаем машину на ровную платформу, обеспечиваем первоочередные меры безопасности при проведении ремонта.
- Открываем капот, над мотором проложен воздуховод с ресивером. У Лада Гранта 8-ми и 16-ти клапанной он пластмассовый, в предыдущих моделях Лада он алюминиевый.
Воздухоотвод с ресивером
- Отжимаем пластиковый фиксатор колодки с проводами.
Пластиковый фиксатор
- Отсоединяем контакты электронной педали газа.
Контакты электронной педали
- Крестовой отверткой выкручиваем два винта, фиксирующих РХХ к корпусу дроссельной заслонки.
- Извлекаем РХХ из полости дроссельного узла.
Извлекаем РХХ
- Далее приступаем к отвинчиванию ДПДЗ, он установлен несколькими сантиметрами ниже.
- Отвинчиваем два винта, извлекаем ДПДЗ, отсоединяем колодку с проводами.
Извлекаем ДПДЗ
Водителю на заметку! В процессе извлечения клапана будьте предельно внимательны, не потеряйте резиновую втулку.
- Проводим дефектовку посадочного места РХХ и ДПДЗ. Очищаем ветошью от наслоений ржавчины, задействуем аэрозоль WD–40 по мере необходимости.
- Поочередно завинчиваем каждый из датчиков, подсоединяем колодки с проводами.
- Запускаем мотор, проверяем обороты холостого хода.
Замена датчика холостого хода окончена.
Замена датчика холостого хода
Правила очистки
Часто бывает такое, что чистка датчика холостого хода позволяет решить проблему неработоспособности устройства. В целом эта процедура довольно простая. Поэтому справиться с ней сможет практически любой желающий.
Итак, как производится чистка регулятора холостого хода:
- В первую очередь, РХХ необходимо отключить от проводки.
- Затем возьмите жидкость WD-40 и нанесите ее на ватную палочку. С помощью этой палочки производится чистка контактов.
- Далее, возьмите маленькую отвертку с крестовым наконечником и открутите фиксаторы контроллера, их два. В том случае, если крепления будут полностью отсутствовать, это свидетельствует о том, что РХХ посажен на лак, если это так, то, по всей видимости, нужно будет демонтировать весь дроссель.
- Демонтируйте ДХХ и осмотрите его. Если на устройстве имеется грязь или следы моторной жидкости, то помимо самого регулятора, вам понадобится очистить и весь дроссельный узел.
- Теперь возьмите жидкость для очистки (вместо WD-40 можно использовать очистительное средство для карбюраторов) и обработайте им конусную иглу с пружиной. Хотя для чистки лучше очиститель карбюратора! Сделав это, нужно высушить контроллер и поставить его на место. Перед монтажом убедитесь в том, что расстояние от корпуса устройства до иглы составляет 2.3 см. Если очистка не помогла исправить проблему, то вероятнее всего, придется менять ДХХ.
Схема подключения контроллера
Диагностика оборудования
- Переводим тестер в режим проверки сопротивления (омметра), замеряем сопротивление на выводах регулятора по схеме: А – В, С – D. Данные в диапазоне от 0.040 до 0.080 Ом.
- Штангенциркулем замеряем расстояние между концом иглы и фланцем, оно не должно превышать 23 мм.
Замеряем расстояние
- Осматриваем посадочное гнездо для каждого из датчиков, очищаем ветошью от грязи, пыли.
- Перед установкой смазываем моторным маслом уплотнительное кольцо.
- Винты регуляторов затягиваем с моментом в 3 – 4 Нм.
Снятие/замена РХХ
Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:
- Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
- Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
- Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.
Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.
Адреса фирм, предоставляющих услуги по установке/замене (Регион Москва, СПБ, Киев)
№ | Название | Адрес |
1. | «Oiler» | https://oiler.ua/ Киев, пр-т В. Лобановского, 119Д, Голосеевский район |
2. | «AUTOKLONDAYK» | https://auto-vaz.com.ua/ ТО AUTOKLONDAYK, вулиця Кирилівська, 60П, оф. 1, Киев, 04080 |
3. | «Стар — Д» | https://star-d.ru/ ул. Савушкина, д. 89, недалеко от метро «Старая Деревня», в 200-х метрах от трассы Санкт-Петербург — Финляндия (от Приморского проспекта). |
4. | «ОСА» — Общество Содействия Автомобилистам» | Адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Введенский канал, д. 7, БЦ «Фарватер», офис 210 |
5. | «Автомеханик» | Адрес: пр-д Ростокинский, 3с61 |
6. | «PaAlex» | Адрес: ул. Озёрная, 46к2с2 |
Список интернет-магазинов, предоставляющие товары (Регион Москва, СПБ, Киев)
№ | Название | Адрес |
1. | «Экзист» | https://exist.ua/ |
2. | «Клондайк» | https://autoklondayk.com.ua/ |
3. | «Мажор-авто» | https://www.major-auto.ru/ |
4. | «АвтоРусь» | https://www.autorus.ru/ |
5. | «Сколь» | https://www.avtostore.spb.ru/ |
6. | «ПульсЦен» | https://spb.pulscen.ru/ |
Обзор цен разных производителей
Производитель артикул | Цена (Руб.) | Ресурс (Тыс. км) |
Регулятор холостого хода 2190 КЗТА1148300-02 | От 695 | 85 – 95 |
2190-1148300-03 | От 700 | —/— |
Датчик положения дроссельной заслонки 2190 ВТН 05435435 | От 250 | 65 – 75 |
Омега 465656 | —/— | —/— |
Рикор Электроникс | —/— | —/— |
KRAFT NEW | —/— | —/— |
*цены актуальны состоянием на 03.11.2018 года.
Расположение и принцип работы датчика холостого хода
Регулятор холостого хода расположен рядом или на корпусе дроссельного узла. Расположение датчика может меняться в зависимости от марки автомобиля. Например, на моделях Opel и BMW регулятор выносной, то есть расположен отдельно от коллектора.
В большинстве случаев РХХ закреплён двумя болтами через резиновое уплотнительное кольцо и расположен непосредственно в дроссельной заслонке. Сложности при демонтаже и монтаже изделия могут возникнуть по причине прикипания болтов, если такая проблема будет актуальна, то попробуйте самый простой способ – высверливание.
Основная задача РХХ это подача топлива на холостых оборотах, что помогает нам в экономии расхода топлива и поддержке стабильных оборотов на холостом ходу.
При включении зажигания шток датчика выдвигается вперед на максимальную длину и упирается в отверстие на дроссельном патрубке.
После того, как прошло требуемое количество шагов, клапан возвращается в исходное положение. Количество шагов – постоянная величина, которая установлена заводом-изготовителем. При запуске двигателя вы можете по тахометру наблюдать как падают обороты по мере прогрева двигателя, это процесс, который происходит благодаря наличию датчика.
Чем больше шток выдвинут вперед, тем большее количество шагов используется в работе. Среднии ход штока – 250 шагов. По такому принципу двигатель получает нужное количество воздуха для своей полноценной работы, и тем самым регулируется холостой ход автомобиля. При непрогретом двигателе благодаря регулятору повышаются обороты, что позволяет без полноценного прогрева двигателя начать движение.
Дальнейшую работу проводит и регулирует датчик массового расхода топлива, он анализирует поступивший в двигатель воздух и дает команду на подачу топлива, исходя из полученных данных. Наблюдая за оборотами двигателя, контролёр начинает управление регулятором. Таким образом происходит отслеживание нужного объема воздуха и регулировка дальнейшей работы.
Основная задача РХХ — более полное сгорание топлива за счет подачи воздуха и, конечно же, снижение износа подшипников коленчатого вала.
Рекомендации по выбору комплектующих
Недостаточный уровень опыта водителя, широкий ассортимент запчастей — основные факторы, затрудняющие выбор и покупку комплектующих на Ладу Гранту.
Дешевизна — первый признак низкого качества изготовления.
При покупке тщательно сверяйте каталожные артикулы, поисковые индексы с фактическими данными, указанными в инструкции по эксплуатации. Не имеете опыта в обслуживании техники — пользуйтесь услугами сертифицированных СТО, требуйте предоставления гарантии качества на выполненные работы.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года езжу на машине, капитальных вложений не делал, за исключением покупки расходников. Систематически обслуживаю, покупаю хорошие масла, заливаю высокооктановое горючее. |
2. | Геннадий: на 30000 км единожды прочистил регулятор холостого хода, с тех пор забыл о неисправностях. Зимой машина заводится с полуоборота. |
3. | Иван: недавно ездил в СТО, машина начала трудно заводится. После диагностики мастер обнаружил плохой контакт колодки с проводами на датчике положения дроссельной заслонки. Теперь Лада Гранта работает словно часики. |
4. | Владлен: у меня нареканий на качество изготовления машины нет, ведь это бюджетный вариант. Да, случаются поломки, но они малозначащие и самостоятельно устранимы. |
5. | Геннадий: год прошел с момента покупки техники, замечаний нет. По мелочам подтягиваю крепления, проверяю проводку, во всем остальном без замечаний. |
6. | Дмитрий: за два года эксплуатации машины глобальных поломок не было, малозначащие устранял самостоятельно, в сервис не обращался. |
7. | Валерий: качеством изготовления, сборки машины доволен. После покупки сразу перетянул все крепежи, салон тихий, пластик не шумит. |
Отрицательные | |
8. | Виктор: первый раз регулятор полетел на 40000 км, обратился в сервис, заменили. На 65000 км начал барахлить ДПДЗ. Решил продавать машину, буду приобретать Рено Логан. |
9. | Георгий: после года эксплуатации, машина начала сыпаться, два раза внепланово посещал СТО. Качеством изготовления, сборки недоволен, планирую продавать машину. |
10. | Владислав: полгода активно использовал машину, начала сыпаться, дважды ремонтировал по гарантии. Не рекомендую Лада Гранта для покупки. |
Очистка РХХ
Работа по устранению неисправностей регулятора холостого хода своими руками заключается в его банальной промывке от нагара. Для этого нужно следовать инструкции:
- отсоединить фишку проводов от датчика;
- выкрутить два крепёжных винта небольшой фигурной отвёрткой и извлечь датчик из посадочного гнезда;
- с помощью WD-40 или очистителя для карбюратора промыть конус иглы.
Читать дальше: Коленчатый вал камаз евро 1
Этими же средствами можно протереть контакты регулятора и весь дроссельный узел.
После очистки РХХ устанавливают обратно. При этом нужно измерить расстояние от конца иглы до корпуса – оно должно быть равно примерно 2,3 см.
Вывод
На работоспособность датчиков холостого хода влияет множество факторов, среди которых:
- качество горючего;
- уровень запыленности, загазованности территории;
- частота замены фильтров;
- стиль вождения автомобиля.
В большинстве случаев поломки вызваны нарушением условий эксплуатации технического средства водителем. Покупка дешевых, неоригинальных запчастей, непрофессиональная установка — основные факторы, создающие предпосылки к преждевременному износу деталей.