В режим холостого хода (ХХ) автомобильный мотор переводится по команде электронного блока управления (ЭБУ). Происходит это в момент пуска или при необходимости прогреть двигатель. В подобном состоянии мотор находится при выключенной трансмиссии, когда автомобиль остановился, например, на светофоре. Работой двигателя при этом управляет специальный датчик холостого хода (ДХХ). Обычно он не доставляет особых проблем, но его поломка способна доставить водителям немало неприятностей. Именно поэтому работоспособность ДХХ необходимо постоянно контролировать и при появлении дефектов оперативно их устранять.
Конструктивное исполнение
Любой ДХХ обеспечивает приток воздуха внутрь движка, когда дроссельная заслонка в закрытом состоянии. Причем, если ранее датчик холостого хода карбюраторных ВАЗ 2109 функционировал, как запорный клапан, калиброванное отверстие которого могло быть только либо открытым, либо закрытым, то новый датчик холостого хода ВАЗ 2109 инжектор способен самостоятельно, в зависимости от положения дроссельной заслонки, снижать или повышать количество воздуха, который необходим в разные промежутки времени. Именно поэтому специалисты считают новое исполнение ДХХ не датчиком, а измерительным прибором, и с недавних пор он получил название регулятор холостого хода (далее — РХХ).
Регулятор холостого хода ВАЗ 2109 инжектор конструктивно напоминает миниатюрный модуль, в корпусе у него кроме шагового электродвигателя размещен шток с иглой, имеющей конусообразный наконечник.
Крепят РХХ к кожуху дроссельного узла двумя винтами.
Устройство также оснащено 4-х контактной фишкой, предназначенной для подключения устройства к ЭБУ автомашины.
Лада 2109 › Бортжурнал › Ненадежная система ХХ на ваз 2109 карб!
Долгие мучения прошли и похоже я решил проблему! Раньше я испытывал трудности с холостым ходом своей машины. то провод слетал то электромагнитный клапан не работал а потом полетел сам блок ЭПХХ. Решил не заморачиваться и как говорится на языке гаражных «клопов» заглушить его. Порядок выполнения работ: 1) Снять кастрюлю (крышку карбюратора). Снять нужно обе крышки 2)Далее выкручиваем клюем на 13 электромагнитный клапан ( его увидеть просто к нему идет проводок) 3) Вытаскиваем желтый жиклер и видим на клапане пластиковую иглу ее аккуратно обрезаем пассатижами под самый корешок. ставим жиклер на место. закручиваем от руки клапан 4) запускаем машину по звуку чуток ЧУТОК подтянуть его ключем ( важно не перетянуть а то я сорвал себе резьбу и покупал новую крышку карба) 5) собрать кастрюлю и не забыть положить воздушный фильтр Последствия: Машина будет жрать больше бензина Но не на много так как в жиклере холостого хода будет постоянно присутствовать бензин. Но как по мне лу4ше заглушить и забыть о проблеме чем постоянно глохнуть без подсоса) У меня все спс за просмотр! жду коментов!
Нравится 4 Подписаться
Принцип работы
Основной принцип действия РХХ сводится к смене площади сечения откалиброванного отверстия байпасного канала исходя из текущего положения дроссельной заслонки. Начинается это изменение при поступательном движении иглы, связанной с якорем шагового электродвигателя посредством червячной передачи. Полное перекрытие байпасного канала при полностью открытой дроссельной заслонке на работу силового агрегата не влияет. При возвратном движении иглы количество воздуха увеличивается пропорционально углу закрытия дроссельной заслонки. За счет этого и возможно плавное регулирование оборотов коленчатого вала при переходе из рабочего состояния мотора автомобиля в режим ХХ.
Схема включения РХХ и его работа
Подключается РХХ к управляющему контроллеру ЭБУ 4-х проводным жгутом через стандартный соединительный разъем.
Существующая электрическая схема не позволяет водителю влиять на работу РХХ, так как управляющий алгоритм работы контроллера перепрошивается исключительно на спецоборудовании.
Работает механизм РХХ по указанному ниже алгоритму:
- При повороте ключа зажигания происходит смещение штока регулятора в крайнее положение и калибровочное отверстие канала подкачки воздуха в дроссельном патрубке полностью закрывается .
- РХХ возвращает клапан в первичное положение, после начала считывания шагов. В этом место нахождении штока обеспечивается пуск мотора и начинается его работа в режиме ХХ.
Важно! Базовое положение штока определяется прошивкой ЭБУ — так, к примеру оно равно 50 шагов для прошивок «Бош» , а для прошивки «Январь 5.1» составляет 120 шагов.
- При включенной передаче дроссельная заслонка открыта и РХХ в работе двигателя участия не принимает — положение клапана является закрытым, при том что шток с иглой неподвижны.
- Если силовой агрегат переходит в режим ХХ (что означает, что дроссельная заслонка закрыта), напряжение передается на шаговый электродвигатель.
- Игла немного открывает отверстие в клапане, после того как шток начинает движение.
- Обходным путем нужное количество воздуха движется в мотор (через приоткрытое отверстие дополнительного канала подкачки), не давая последнему заглохнуть.
Недостатком датчика холостого хода типа ВАЗ 2109 инжектор и схемы его подключения к ЭБУ является отсутствие системы самодиагностики. Водитель при сбоях и ошибках в работе не получит никакой полезной информации об этом. Сигнальная лампа «Check Engine» на приборной панели не загорится. Поэтому догадываться о неисправности регулятора водитель должен самостоятельно исходя из собственного анализа произвольно появляющихся косвенных признаков, сказывающихся на работе мотора.
Датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
Его неисправность может вызвать проблемы в карбюраторе. И весьма сложно определить, что виной всему эта крохотная деталька. Разве что, методом исключения. Иногда предлагают проверить его работу при помощи специального прибора.
Простой способ проверки работоспособности датчика Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
Берётся пробник с лампочкой. Его плюс и минус (это крайние контакты) на штекере подсоединяют к трамблеру. Между центральным проводом и массой должен образоваться зазор. После этого нужно замкнуть «минус» и центр. клемму. На проводе, или свече появится искра. Если она появилась – датчик Холла нужно менять. Если нет, проверяем дальше.
Впрочем, случается и так, что датчик работает, но неправильно. Тут можно выяснить, только заменив.
Если вы не знаете, где находится датчик Холла на ВАЗ 2109 (карбюратор), фото далее вам поможет.
«Датчик Холла» под номером 8 на этом фото
На датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор) цена обычно невысока — около 120 рублей.
На этом фото изображена пластина прерывателя ВАЗ 2108 с датчиком Холла:
Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)
Если вас интересует замена датчика включения вентилятора ваз 2109 карбюратор, Многих интересует, возможно ли поменять его, не сливая всю охлаждающую жидкость?
Ответ – да. Но вы потеряете некоторое количество охладителя в процессе замены. Датчик этот — по сути — обычный термостат. Есть в продаже специальные тумблеры, которыми его можно включать принудительно.
Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)
Иногда нужно просто всё разобрать и прочистить. На датчик может попасть грязь и «накипь». В любом из этих случаев, даже, если нужно будет менять датчик, ничего страшного в этом нет. Сама деталь очень дешевая, её замену может выполнить, как сам водитель, так и работники автомобильной мастерской.
Также на эту тему вы можете почитать:
Признаки неработоспособности РХХ и способы их устранения
Если двигатель стал сбоить или в его работе наблюдаются ранее не встречаемые симптомы, то они могут указывать на сбои в работе регулятора, например:
- холостой ход — неустойчив;
- при переключении передач или сам по себе двигатель начинает глохнуть;
- не происходит повышение оборотов при запуске автомобиля, что характерно для режима первичного
- прогревания;
- при включении различного дополнительно оборудования, обороты снижаются.
Аналогичная симптоматика наблюдается также, если:
- забит грязью байпасный канал дроссельного узла;
- имеются повреждения электропроводов (обрывы, нарушение контактных соединений и прочее);
- установленный вариант РХХ не соответствует типу прошивки ЭБУ.
Перед началом диагностики регулятора, рекомендуется убедиться в отсутствии вышеприведенных дефектов.
Демонтаж РХХ
Демонтируют регулятор следующим образом:
- Блокируют автомашину ручным тормозом или противооткатными колодками.
- Снимают клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ).
- Отключают соединительный разъем от РХХ.
- Очищают место вокруг РХХ от загрязнений.
- Откручивают 2 крепежных винта.
Проделав все эти операции, регулятор вынимают из установочного гнезда.
КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ ПРИБОР
О том, как снимают прибор, мы уже рассмотрели, поговорим о его установке.
Перед установкой нового прибора, нужно осмотреть и прочистить воздушный канал и установочное место ДХХ.
Установка производится в обратном порядке от его снятия. Уплотнительное резиновое кольцо перед установкой слегка смазывают моторным маслом. Сам прибор перед установкой необходимо калибровать. Расстояние от его корпуса до кончика конусной иглы должно быть равно 23 мм.
Для его корректировки на контакт «D» подают «+» от аккумуляторной батареи, а на вывод «С» кратковременными касаниями подаётся «минус» бортового питания. Так небольшими шагами игла выдвигается в крайнее положение и снова контролируется установочный размер. Когда будет получен нужный параметр вылета иглы, ДХХ устанавливают на своё место.
Как видите, процесс проверки, регулировки и замены прибора доступен, и сложностей особых трудностей не вызывает, поэтому такую работу можно выполнять самостоятельно.
Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ
Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:
- Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
- Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние. Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.
Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.
Чистят РХХ очистителем типа WD-40. При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.
ВАЖНО! Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного РХХ рекомендуется:
Удостовериться в соответствии изделия прошивке ЭБУ автомобиля; проверить работоспособность; смазать пружину и шток консистентной смазкой.
Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:
- информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
- желтый цвет стикера на корпусе изделия;
- темный наконечник запорной иглы;
- тонкое уплотняющее кольцо.
Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:
Что делать, если пропала искра?
Причины, по которым пропала искра, обычно следующие:
- Работоспособность коммутатора нарушена;
- Функционирование датчика Холла некорректное;
- Катушка зажигания вышла из строя;
- Окислились или загрязнились контакты;
- Случился пробой высоковольтного провода;
- Работоспособность замка зажигания нарушена, нужен ремонт.
Есть еще причина, следствием которой является ситуация, что искра пропала — свечи зажигания, а точнее контакты, стали черные от нагара. Искра может пропасть, если угол опережения зажигания у карбюратора выставлен неправильно. Причин, по которым пропадает искра, а двигатель не заводится, может быть и больше, нужно проверять карбюратор на неисправности и при необходимости выполнять ремонт.