09.02.2021 1 660 ВАЗ
Автор:Иван Баранов
Система зажигания любого автомобиля, в том числе отечественных ВАЗов, состоит из множества механизмов и узлов. Все они работают для обеспечения нормального запуска двигателя и его оптимальной работы в дальнейшем. Если один из компонентов СЗ выходит из строя, это может привести к затрудненному запуску мотора или невозможности его запуска в целом. Какую роль играет катушка зажигания ВАЗ и из каких элементов состоит система в целом — читайте ниже.
[ Скрыть]
Принцип работы системы зажигания
Система зажигания ВАЗ используется для обеспечения воспламенения топливовоздушной смеси для запуска мотора. Если зажигание ВАЗ работает некорректно, то вероятнее всего, автовладелец столкнется с проблемой плохого запуска двигателя. Чтобы не допустить этого, все элементы СЗ всегда должны быть в рабочем состоянии.
Схема зажигания ВАЗ, в частности, принцип ее работы заключается в следующем:
- первый этап — накопление нужного для запуска ДВС заряда;
- второй этапе — преобразование этого заряда в высоковольтное напряжение;
- распределение заряда по проводам;
- образование искры в свечах;
- воспламенение горючей смеси (автор видео — Михаил Нестеров).
На каждом из этих этапов важна точная работа всех узлов и механизмов. Чтобы работа двигателя для ВАЗ и его цилиндров была оптимальной, время от времени нужно уделять внимание диагностике системы.
При разных положениях обычного или выкидного ключа в замке в бортовой сети происходят разные процессы:
- При положении обычного выкидного ключа зажигания в метке I замок зажигания на ВАЗ фактически начинает работу. Это положение является фиксированным, при нем работают приборная панель, оптика и габаритное освещение, а также другое оборудование.
- В положении II устройство осуществляет подачу напряжения на стартер, что нужно для запуска ДВС. Данное положение не является фиксированным, поскольку водитель перемещает выкидной ключ в него для запуска. Когда мотор начинает работать, под действием пружинки ключ должен вернуться обратно.
- III — это положение является стояночным, при нем все оборудование не работает, а рулевая колонка блокируется фиксатором.
Порядок зажигания
Схема подключения замка зажигания ВАЗ
Не менее важным нюансом является порядок зажигания. Порядок зажигания должен знать каждый автовладелец, чтобы в случае неисправностей силового агрегата он смог предпринять действия по его ремонту или диагностике. В классических моделях ВАЗ порядок зажигания такой — сначала искра подается на первый цилиндр, затем на третий, четвертый и второй.
Порядок зажигания должен быть отмечен на крышке прерывателя. Цифра 1 говорит о том, что провод идет к свече первого цилиндра. Если вы посмотрите на модуль зажигания ВАЗ, то увидите, что на его выходах имеются цифры, которые помогут правильно подключить провода после отключения. Порядок зажигания нарушать нельзя.
Схема зажигания ВАЗ 2101. Подключения зажигания ВАЗ 2101
Схема зажигания ВАЗ 2101 довольно проста и ничем особо не отличается от схемы других классических моделей ВАЗ.
Контактная схема зажигания ВАЗ 2101
Расшифровка контактной схемы зажигания:
- Генератор.
- Замок зажигания.
- Трамблер.
- Кулачок трамблера.
- Свеча зажигания.
- Катушка зажигания.
- Аккумулятор.
Основные элементы СЗ
Перед тем, как поменять и произвести выставление регулировки СЗ, давайте ознакомимся с основными ее компонентами:
- Аккумулятор и генераторный узел. Первый используется во время запуска мотора, а второй — при его работе.
- Выключатель или замок. Его предназначение заключается в подаче напряжения на электросеть и СЗ авто, а также на втягивающее реле.
- Катушка зажигания ВАЗ, использующаяся для накопления энергии и преобразовании ее в высоковольтный импульс.
- Свечи. По сути, конструкция свечи представляет собой фазовый изолятор, установленный на металлическую резьбу, в центре которого расположен проводник. Этот проводник является электродом.
- Трамблер ВАЗ — используется для распределения высоковольтного импульса по кабелям, которые подключены к свечам.
- Высоковольтный кабель представляет собой провод с надежной изоляцией. Чтобы избежать возможных помех в радиодиапазоне, внутренний проводник может быть выполнен в виде спирали. Проверка модуля зажигания ВАЗ обычно начинается именно с диагностики высоковольтников, а также свечей.
Общая схема системы зажигания
Бесконтактное (электронное) зажигание ВАЗ 2101. Схема. Порядок установки
Так как все больше владельцев ВАЗ 2101 и «классики» меняют старую систему зажигания на бесконтактную (электронную), то будет не лишним поговорить и о ней.
Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ
Расшифровка схемы:
- Бесконтактный датчик.
- Датчик-распределитель зажигания.
- Свечи зажигания.
- Коммутатор.
- Катушка зажигания.
- Монтажный блок.
- Реле зажигания.
- Выключатель зажигания.
Потребуются следующее оборудование:
- Коммутатор. Рекомендуемые модели: K563.3734, K562.3734. Устройство включает в себя 2-ве части: главный блок и дополнительный. Дополнительный — служит в качестве резерва и может взять на себя задачи главного блока или датчика Холла в случае выхода из строя комплектующих.
- Свечи (лучше использовать А17 ДВР или любой аналогичный вариант).
- Катушка зажигания маркировки 27.3705 (магнитный проводник должен быть разомкнут).
- Датчик распределения зажигания (трамблер маркировки 38.3706).
- Жгут с проводами.
- Высоковольтные силиконовые провода (рекомендуемые производители — ТЕСЛА или CEZAR).
Стоит отметить! если в системе провода и свечи хорошие, то их замена не обязательна.
Потребуется набор инструментов:
- ключи для свечей, на 8-мь, 10-ть, 12-ть, 13-ть миллиметров;
- щуп на 0.7-0.8 миллиметров;
- оборудование для сверления;
- стробоскоп.
Виды СЗ на ВАЗовских авто
Перед тем, как проверить катушку зажигания ВАЗ, давайте разберемся в разновидностях СЗ.
- Контактная система. Такой вид считается одним из самых старых, по сравнению с более современными вариантами, он обладает множеством недостатков. Как правило, чаще всего в таких системах выходят из строя прерыватель и распределитель цепи. Кроме того, со временем эксплуатации контакты СЗ могут подгорать и залипать, в результате чего работа силового агрегата может быть нарушена.
- Бесконтактное зажигание на ВАЗ или БСЗ — это более современный вариант, сделанный разработчиками для обеспечения более высокой надежности. В данном случае конструкция исключает использование прерывателя, вместо него используется бесконтактный датчик. На сегодняшний день БСЗ используется на многих автомобилях, довольно часто владельцы ВАЗ ставят ее вместо контактной СЗ. В целом узлы такого типа практически не требуют контроля, поскольку трущиеся элементы в таких системах отсутствуют. Применение БСЗ позволяет добиться оптимальной работы мотора и более качественного возгорания воздушной смеси.
- Электронное зажигание считается одним из наиболее совершенных вариантов. Электронное зажигание также почти полностью исключает использование трущихся компонентов. Кроме того, такая система оснащается различными контроллерами, а также управляющим блоком. Контроллеры используются для того, чтобы электронное зажигание могло зафиксировать параметры работы ДВС, а это, в свою очередь, необходимо для своевременной подачи искры. Такая СЗ обеспечивает наиболее оптимальную и правильную работу силового агрегата. Но основное ее достоинство заключается в экономичности (автор видео — Роман Романов).
Типы катушек зажигания
На контактных системах ВАЗов используют стандартную катушку зажигания типа Б117 А-11. У нее сравнительно компактные габариты (88 х 156 мм при 0,8кг веса). Диапазон приемлемых для работы температур: от -40° С до +85° С. Величина сопротивления на первичной обмотке — 3,07…3,5 Ом, на вторичной — 6300…9200 Ом.
На автомобилях ВАЗ 2106 более поздних лет выпуска устанавливается маслонаполненная катушка зажигания типа 027.3705. Она давно зарекомендовала себя как нетленную классику. Ее характеристики:
Рабочая температура: от -40° С до +85° С;
Величина сопротивления:
первичной обмотки (0,45+0,05) Ом;
вторичной обмотки (5+0,5) кОм;
Напряжение питания 12 В.
Руководство по настройке зажигания
Регулировка зажигания ВАЗ является приоритетной задачей для многих наших соотечественников. Перед тем, как выставить зажигание ВАЗ, нужно проверить работоспособность свечей и проводов. В противном случае, если эти элементы неработоспособны, вы потратите время на регулировку, при этом нужного результата вы не добьетесь.
Итак, как сделать все правильно:
- Сначала открутите свечу и закройте ее отверстие пальцем или резиновой пробкой. При помощи специального ключа проверните коленчатый вал до того момента, пока пробка не вылетит из отверстия. Если вы вставили палец, то почувствуете, как его выдавливает воздушный поток.
- Коленвал нужно проворачивать до того момента, пока риска на его шкиве не установится напротив отметки на крышке газораспределительного механизма. После этого можно произвести демонтаж крышки трамблера. При этом удостоверьтесь в том, что контакт ротора распределительного механизма направлен в сторону цилиндра 1.
- Выкрутите гайку, которая фиксирует трамблер, и разверните его вверх. Ось ротора следует выставить параллельно по отношению к оси силового агрегата. После этого гайку нужно закрутить.
- Теперь, используя контрольную лампочку, один ее провод подключите к катушке, а именно к ее низковольтному контакту, а второй провод соедините с массой, то есть кузовом авто.
- Поверните ключ в замке. Трамблер нужно проворачивать по часовой стрелке до того момента, пока лампочка не погаснет. В том случае, если лампа в принципе не горит, то система в регулировке не нуждается.
- Когда лампа погаснет, прерыватель следует вращать в обратном направлении. Когда лампа опять загорится, устройство нужно зафиксировать на месте, для этого закрутите гайку.
1. Поверните коленвал ключом.
2. Совместите отметки на шкиве.
Схема предохранителей и реле ВАЗ2107
Электропроводка машины защищается с помощью плавких предохранителей, которые в основном устанавливаются в центральном и дополнительном блоке, расположенных в нижней части панели приборов по левую сторону рядом с рулевой колонкой. Цепь от аккумулятора к клеммам и проборам замыкается при включении зажигания автомобилем.
Владельцам 2106 следует знать, что старая конструкция предохранителей уже давно изжила себя, так как при каждом срабатывании они перегреваются, что влияет на плотность соединения ячеек. Отсутствие плотного контакта между предохранителем и разъемами ведет к их обгоранию. Таким образом, необходима замена блоков плавких предохранителей. Чтобы в части электропроводки не возникали лишние проблемы, следует раз в полгода делать осмотр предохранительных устройств. При подгорании контактной части необходима замена предохранителей, чистка посадочных гнезд. Сегодня многие владельцы ВАЗ 2106 модернизируют классические блоки, меняя их на современные ножевые предохранители.
↑ Как настроить контактное зажигание на ВАЗ-2107
И теперь давайте поговорим о том, как настроить зажигание ВАЗ 2107 с контактной системой.
Перед тем как приступать непосредственно к настройке, необходимо выполнить несколько подготовительных процедур. Прежде всего, не забудьте внимательно осмотреть состояние элементов системы.
Контактная группа не особо долговечна – она не только изнашивается, но и покрывается нагаром и сажей. Этот узел производит переключение не очень большого напряжения, но его вполне достаточно для образования искры, которая портит поверхность контактов.
Устройство
Не секрет, что контактная система зажигания состоит из множества различных элементов:
- АКБ;
- Механический прерыватель и распределитель. Первый дает ток низкого, а второй — высокого напряжения;
- Замок, катушка и свечи зажигания;
- Регуляторы опережения зажигания представлены двумя видами — центробежным и вакуумным;
- Высоковольтные провода.
Рассмотрим основные элементы подробно:
- Прерыватель — узел, который обеспечивает кратковременное разделение цепочки тока в обмотке низкого напряжения. В момент разрыва во вторичной цепи формируется высокое напряжение.
- Конденсатор — деталь, целью которой является предотвращение подгорания контактов в цепи прерывателя. Монтаж емкости производится параллельно контактной группе, что позволяет поглощать изделию больший объем энергии. К дополнительной функции конденсатора стоит отнести повышение напряжения на вторичной обмотке.
- Распределитель — элемент контактной системы зажигания, который обеспечивает раздачу потенциала напряжения на каждую из свечей цилиндров. Конструктивно устройство состоит из крышки и ротора. В верхней части расположены контакты, а потенциал от катушки направляется на центральный контакт, а через боковые контакты к свечам.
- Катушка зажигания — устройство, которое преобразует напряжение (из низкого в высокое). Находится деталь в моторном отсеке, как и большая часть элементов контактной системы зажигания. Конструктивно в изделии предусмотрено две обмотки. Одна — низкого, а другая — высокого напряжения.
- Трамблер — представляет собой устройство, в котором вместе находятся прерыватель и распределитель, функционирующие от коленчатого вала мотора.
- Центробежный регулятор — узел, который обеспечивает изменение угла опережения зажигания. Этот параметр представляет собой угол поворота коленвала, в момент достижения которого на свечи подается напряжение. Чтобы гарантировать полное сгорание горючей смеси, рассматриваемый угол устанавливается с опережением.
Конструктивно регулятор — пара грузиков, которые действуют на пластинку с размещенными на ней кулачками прерывателя. Здесь стоит отметить, что пластинка свободно перемещается, но угол опережения ставится за счет позиции трамблера мотора.
- Регулятор вакуумного типа — устройство, которое обеспечивает изменение угла опережения на фоне корректировки уровня нагрузки на мотор (меняется при нажатии на педаль газа). Регулятор объединяется с полостью дроссельного узла и корректирует угол с учетом уровня разрежения.
- Свечи зажигания — стандартные элементы запала, которые преобразуют энергию в искру, необходимую для поджигания топливной смеси в цилиндрах мотора. В момент передачи импульса на свечи формируется искра, зажигающая горючую смесь.
- Высоковольтные провода (бронепровода) — неизменный элемент контактной системы зажигания, с помощью которых высокое напряжение передается по пути «катушка — распределитель — свечи зажигания». Конструктивно изделие представляет собой гибкий проводник большого сечения с одной жилой из меди и многослойной изоляцией.