Получив удостоверение водителя и купив автомобиль, стоит некоторое время поездить на не очень оживлённых трассах и отработать парковку в местах, где это действие можно сделать максимально просто. Это необходимо сделать не только потому что опыт вождения у вас еще слишком мал, но и потому что нужно привыкнуть к вашему новому железному другу и почувствовать габариты автомобиля. На этом этапе многие задаются вопросом – как почувствовать габариты машины, если я — новичок. Именно чувство габаритов позволяет совершать любые маневры, не нарушая собственной и чужой безопасности.
Рекомендации и советы: как ощущать габариты автомобиля.
Габариты
К понятию габариты обычно относят высоту, длину и ширину автомобиля. Но машина не находится только в статическом положении у неё имеются и динамические габариты. Те, кто внимательно обучался в автошколе, знают, что существуют шесть основных показателей:
- Прямая, продолжающая колеса – левые и правые.
- Линия продолжения переднего бампера.
- Заднего бампера.
- Передней оси.
- Задней оси.
Эти параметры абсолютно разные у разных марок и к ним нужно привыкать не только новичкам, но и довольно опытным водителям. Хорошо их ощущать можно только по прошествии некоторого времени – это опыт поездок именно на данном автомобиле. Только почувствовав свое авто, водитель сможет без проблем встроиться в плотный поток машин или припарковаться на очень небольшом и неудобном месте. Это же чувство позволяет объезжать неровности на дороге или двигаться на пересеченной местности. Определить за рулем новичка довольно просто, многие из них во время поездки пытаются вытянуть шею и попытаться рассмотреть дорогу перед бампером. У таких водителей часто можно увидеть различные мелкие повреждения бампера, переднего и заднего, или фар. Всё это — чаще всего, результат неудачной парковки. Этого можно постараться избежать, ведь даже мелкий ремонт часто обходится в очень кругленькую сумму.
Упражнения по развитию боковых габаритов
Начинать лучше с этого простого упражнения – развивать чувство бокового габарита. Неумелый водитель либо слишком сильно шарахается вбок от внезапной ситуации, либо слишком сильно притирается боком, в результате «отрывает уши» своей машине. Научившись понимать размеры своего авто водитель может заметить, что шарахаться в соседнюю полосу совсем не обязательно.Для отработки навыка понадобиться просторная площадка, желательно, асфальтированная. Нужно будет две палки или ветки, длиной по 150-170 см, их нужно будет обмотать чем-то ярким. Например, пригодится липкая лента с бело-красной разметкой.Отступаем от края зеркала 2 см и ставим палки с обеих сторон от машины. В результате, получаются как бы ворота, в которые необходимо протиснуться. Начинать отработку упражнения нужно с минимальных скоростей, буквально 10-15 км/ч. На этой скорости необходимо проехать «створ», затем развернуться и увеличить немного скорость. Постепенно повышая скорость на 5-10 км/ч нужно добраться до отметки в 90-100 км/ч – на такой скорости поле зрения сужено почти максимально. Сильнее только на болидах формулы-1. После успешного покорения максимума стоит иногда возвращаться к этому упражнению, чтобы сохранять навык.
Упражнения по развитию переднего и заднего габаритов
Здесь всё намного проще, порядок действий, как в автошколе. В ход пойдут всё те же две палки с ярким обозначением. Всё, что нужно сделать водителю – это поставить одну вешку у переднего бампера, а вторую у заднего. И, как в автошколе, подъезжать передом и задом к вешкам, чтобы методом проб и ошибок научиться определять, где начинается зона контакта. Рекомендуется выполнять так же и в тёмное время суток касание задним бампером – при слабом освещении картина в зеркале искажается.Упражнение стоит выполнять на минимальной скорости – будьте осторожны, не стоит портить лакокрасочное покрытие.
Упражнения по развитию чувства края авто
Угол кузова часто страдает от «чирканья» по стенам, машинам, заборам и бордюрам. Ничего удивительно в этом нет – современные машины с покатыми капотами и раздутыми бамперами. Можно, конечно, повесить габаритные усы на мотив водителей КРаЗа или хипстерской ВАЗовской классики, но такой вариант подойдёт не всем. Но всё можно компенсировать чутьём траектории, по которой движется угол бампера.Упражнение выполняется очень просто. Задача – сымитировать поворот в узком квартале. Для этого одна вешка устанавливается в произвольное место – она будет имитировать внутреннюю крайнюю точку. Начинать стоит с имитации именно левого поворота, потому что в этом случае правый угол машины самый дальний от водителя. Поэтому первая вешка будет имитировать внутренний угол забора при левом повороте, а вторая вешка будет имитировать возможную точку контакта бампера с забором, бордюром или стеной.Водитель подъезжает к первой вешке и начинает совершать поворот налево. После нескольких «пристрелочных» поворотов размеры коридора сужаются и становятся похожими на настоящие условия. Чем ближе будет вторая вешка к траектории угла бампера, тем лучше. Ведь чем в более тяжёлые условия тренировок поставит себя водитель – тем быстрее и качественнее научится управлять машиной.Все самое интересное и актуальное Вы можете узнать на нашем сайте quality21.
Выработка чувства габаритов
У хорошего водителя чувство машины происходит автоматически, как бы подсознательно, и цель любого новичка достигнуть именно такого уровня. На вопрос, как привыкнуть к габаритам новичку, ответ однозначный — нужно не лениться и заняться самоподготовкой. Опытные автомобилисты и инструкторы по вождению говорят о нескольких группах возможных комплексов:
- Прохождение комплекса индивидуальной, можно самостоятельной, подготовки при использовании подручных или стационарных средств.
- Индивидуальные подготовительные работы с автомобилем.
- Прохождение тренировки с использованием вспомогательных электронных устройств.
Для чего нужно чувствовать габариты автомобиля
Водитель, который не чувствует габариты своего автомобиля, неизбежно цепляет бордюры и рискует оказаться в ДТП при первом же выезде на дорогу с интенсивным трафиком. Практических занятий, пройденных во время обучения в автошколе, бывает мало, поэтому сразу после получения прав желательно дополнительно потренироваться. Габариты машины делят на 2 вида:
- статические — основные параметры авто (длина, ширина и высота);
- динамические — дистанция от края капота и багажника до помехи.
Если статические значения всегда постоянные, то динамические — нет. Их водитель определяет приблизительно, поэтому очень важно научиться это делать безошибочно. В результате парковка, обгон, перестроение из одной полосы в другую или объезд не доставят никаких проблем. Почувствовать размеры авто можно только регулярно практикуясь. Причем при движении задним ходом делать это труднее, чем при езде вперед.
Индивидуальная подготовка автомобиля
От того насколько удобно, а главное — правильно водитель сидит за рулем, будет зависеть адекватность управления автомобилем. Правильная посадка позволяет сократить лишние движения водителя и ускорить процесс принятия решения. Это достигается за счёт того, что водитель имеет правильное положение рук и ног, а кроме того, и достаточный обзор, без лишних наклонов и заглядываний. Для установки оптимальной посадки водителю необходимо сделать специальную подгонку. Подгонка сиденья для водителя и руля
- Сядьте на водительское сиденье и отрегулируйте его только под себя. В идеале нужно на полную выжать сцепление и подвинуть сиденье вперёд или назад, чтобы было удобно и не появлялось желание тянуться. Спинка регулируется с учётом того, чтобы при работе ног не приходилось перемещать все тело.
- Тоже самое сделайте с рулем – между ободом рулевого колеса и вашими коленями должна поместиться ладонь, а вторая рука в тоже время должна быть вытянута над рулём и касаться его верхней точки запястьем.
Учимся уверенно парковать авто: как научиться чувствовать габариты
Многие начинающие автомобилисты стараются избегать парковки задним ходом, поскольку опасаются, что не смогут выполнить данный маневр правильно и повредят свою или чужую машину. Чаще всего, подобные страхи связаны с тем, что водитель пока просто не привык к габаритам своего автомобиля.
Конечно, решить проблему можно покупкой парктроников или камеры заднего вида (если машина ими не оснащена по умолчанию), однако научиться чувствовать габариты своего транспортного средства будет не только не лишним, но и крайне полезным.
Бояться натворить делов при парковке для начинающего водителя (или водителя, сменившего свой старый авто на новый) — это нормально. Чтобы преодолеть страх потребуется определенное время. Некоторым для этого необходимо всего несколько дней, для других процесс может затянуться на недели и даже месяцы.
Многое тут зависит не только от самого человека, но и непосредственно от типа транспортного средства, на котором он ездит. Например, владельцы компактных седанов привыкают к габаритам автомобиля достаточно быстро, в то время как владельцам грузных внедорожников и пикапов приходится заметно сложнее.
Не стесняйтесь выходить из машины
На первых порах автомобилистам рекомендуется не стесняться выходить из машины во время парковки задним ходом. Многие (причем даже новички) полагают, что со стороны такое поведение может выглядеть нелепо. Мол, этим они якобы показывают свои слабые навыки вождения.
Впрочем, ситуация окажется куда нелепее, если автомобилист продолжит пытаться парковаться вслепую и в конце-концов таки поцарапает машину. На самом деле нет ничего постыдного в том, чтобы выйти из авто и убедиться, что вы все делаете правильно. И уж тем более никто не будет смотреть на вас и тыкать пальцем.
К тому же выходить из машины вовсе не обязательно. В большинстве случаев достаточно лишь приоткрыть водительскую дверь и слегка высунуться наружу. Таким образом, вы сможете держать ситуацию под контролем и сдавать назад до тех пор, пока это будет безопасно.
Больше практикуйтесь
Наиболее эффективным способом быстрее научиться чувствовать габариты автомобиля и парковаться задним ходом является банальная практика. Водителям рекомендуется найти пустую площадку неподалеку от дома и приезжать туда в свободное время, захватив с собой пару пустых картонных коробок.
► Подпишитесь на наш канал в Telegram
Последние будут играть роль препятствий (например, других машин). Расставьте их на небольшом расстоянии друг от друга и пробуйте аккуратно припарковаться между ними. Буквально через несколько таких занятий вы почувствуете, что парковка задним ходом дается вам все лучше и лучше.
Используйте специальные ориентиры
Стремясь побыстрее почувствовать габариты машины некоторые опытные водители также используют для себя различные ориентиры. В качестве последних лучше всего себя проявляют специальные парковочные антенны.
Они устанавливаются на край багажника или бампера, при этом их отчетливо видно из салона, что позволяет водителю получить точное представление о том, где заканчивается кузов автомобиля.
Не доверяйте боковым зеркалам
А вот безоговорочно полагаться на боковые зеркала не стоит. Последние хоть и предоставляют достаточный для парковки обзор, но при этом слегка искажают расстояние, что может сыграть злую шутку и привести к повреждению машины. Что касается салонного зеркала, то оно в этом плане гораздо более достоверней.
Надеемся, что данная информация оказалась полезна, всем удачи на дорогах и пусть ваши навыки парковки позволят вам всегда парковаться легко и безопасно.
Упражнения для доведения чувства автомобиля до автоматизма
Существует довольно большое разнообразие вариантов тренировок для неопытных водителей, которые позволяют в кратчайшие сроки почувствовать габариты автомобиля. Мы хотим познакомить вас с самыми действенными.
Маячки
Это самый простой, но от этого ничуть не менее полезный способ ощущать габариты. Для этого метода нам потребуются следующие абсолютно безопасные для автомобиля предметы:
- Конусы любого яркого цвета.
- Бутылки пластиковые, наполненные песком. Для лучшей видимости в бутылки можно воткнуть яркие флажки.
- Мешки или картонные коробки, набитые чем-нибудь очень мягким.
- Старые шины.
Следующим этапом будет установка данных маячков. Теперь можно приступить непосредственно к работе.
- Водитель должен остановить свой автомобиль так, чтобы он передним бампером, сначала центральной частью, а затем боковыми сторонами, коснулся установленного маячка. Важно именно коснуться, а не сбить или не доехать – это получается примерно с десятого — пятнадцатого раза.
- Затем это же упражнение нужно отработать и с задним бампером. Эти упражнения должны быть доведены до автоматизма.
- После прохождения первых двух этапов нужно идти дальше. Отмечаем маячками контуры двух машин с расстоянием в 9 – 10 метров. Далее начинаем отрабатывать метод параллельной парковки, что считается довольно сложным.
- В бутылки с песком ставим высокие палки, которые будут имитировать ворота и начинаем отрабатывать проезд. Сначала расстояние между бутылками должно быть примерно равно ширине вашего авто + 1 метр. Затем постепенно сужаем расстояние, уменьшая его каждый раз на 10 см. Упражнение будет считаться отработанным, если вы сможете провести автомобиль в просвет, превышающий габариты транспортного средства всего на 10 см.
Варианты тренировок
Желая разобраться, как почувствовать габариты машины, следует не забывать о простом правиле: у каждого водителя существует индивидуальные особенности, и подход подбирается им самим. Все зависит от опыта вождения, способности сосредоточиться на одной проблеме. Зрительный орган у всех различается по степени зоркости и глубине восприятия предметов.
Существуют классические тренировки для привыкания к собственному транспорту. Первый поучительный урок – это ровно по зеркалам без парктроников заехать задом в гараж. Помещение можно сымитировать бутылками, веревками, дорожными колпаками. Второй способ закрепить свои навыки – это разгон и торможение в заданных границах. Требуется остановиться колесами ровно между линиями, расположенными в полуметре друг от друга.
Второе упражнение помогает оценить передний вылет авто и аккуратно останавливаться на светофорах, когда впереди внезапно встал лихач. Так можно понять, как почувствовать габариты машины спереди/сзади. А что делать при боковом перестроении на трассе или в плотном потоке по городу?
Способы выработки рефлексов у новичков
Чувство габаритов автомобиля критически необходимо для того, чтобы движение в плотном потоке или парковка в ограниченном пространстве старого двора не вызывало суматохи, неконтролируемого волнения и следующих за ним неадекватных решений. Во многом ощущение машины в пространстве приходит на интуитивном, подсознательном уровне, как условный рефлекс при регулярном вождении. Но садясь в новый автомобиль, только что получив заветное удостоверение водителя, вчерашнее уверенное управление с сидящим справа инструктором как-то растворяется в суровой реальности дороги, с которой остаешься один на один. Сам по себе возникает подсознательный вопрос: «как почувствовать габариты машины, если я новичок?».
Вчерашние базовые упражнения, которые практиковались в автошколе и на экзамене в ГИБДД, забываются то ли от страха, то ли от самоуверенности. Это означает, что новоиспеченный водитель просто обязан уделять внимание самоподготовке, чтобы поскорее, как говорится, научиться понимать своего железного коня.
Сегодня в интернете можно найти колоссальное количество информации по данному вопросу, но, если все это проанализировать и систематизировать, то получится, что на быструю и правильную оценку габаритов легкового автомобиля влияют следующие критерии:
- правильная индивидуальная подготовка автомобиля;
- комплекс практических упражнений на самостоятельную оценку габаритов с использованием подручных средств;
- комплекс практических упражнений с использованием вспомогательных электронных систем;
- ознакомление с дидактическими материалами и просмотр видео о том, как научиться чувствовать габариты автомобиля.