Двигатели автомобиля ВАЗ 2107: характеристики, неисправности и тюнинг

Довольно удачной разработкой отечественного автопрома стал двигатель ВАЗ 2107, который предусматривал 1690 кубических сантиметров рабочего объема. Такие характеристики позволяют силовому агрегату развивать максимальную мощность в 79 лошадиных сил. При этом пиковый крутящий момент мотора составляет 127 Нм при 3200 оборотах в минуту.

Инжекторный двигатель ВАЗ 2107 был несколько переработан производителями, поскольку они добавили туда моновпрыск топлива. Благодаря этому решению рядный четырехцилиндровый мотор начал работать намного лучше, а проблемы с ним возникали куда реже.

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см1690
Максимальная мощность, л.с.79
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин.127 (13) / 3200
Используемое топливоБензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км6.9
Тип двигателяРядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателемоновпрыск
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин.79 (58) / 5200
Количество клапанов на цилиндр2

Принцип работы

Двигатель внутреннего сгорания предназначен преобразовывать тепловую энергию в механическую. Процесс преобразования происходит в блоке цилиндров при сгорании горючего состава. Подготовка и доставка смеси бензина с воздухом в камеру сгорания цилиндра осуществляется по-разному.

В моторе с внешним смесеобразованием смесь готовится в карбюраторе. Горючее смешивается с воздухом и по всасывающему коллектору через впускной клапан попадает в камеру сгорания. Оно поджигается свечой зажигания и сгорает, расширяя газ, приводя в движение поршень.

В моторе с инжекторной установкой процесс происходит иначе. Топливно-воздушная смесь готовится во всасывающем коллекторе непосредственно перед входом в камеру сгорания.

В момент открытия впускного клапана форсунка открывается и распыляет бензин. Он смешивается с воздухом, попадает в камеру сгорания и в определенный момент поджигается свечой. От выделенного тепла газ расширяется и давит на поршень. Происходит рабочий ход.

На ВАЗ 2107i установили мотор с системой распределенного впрыска, т.е. в каждый цилиндр подается топливо индивидуально через собственную форсунку. Форсунок четыре по количеству цилиндров.

Управляет форсунками, а точнее всей системой, электронный блок управления (ЭБУ). Судя по его функциональным возможностям и объему выполняемой работы, его можно назвать бортовым компьютером. Все данные с электронных и механических датчиков поступают в блок, обрабатываются и дают команду исполнительным механизмам выполнять определенные действия.

Принцип работы следующий. Из бензобака через фильтр топливный насос подает бензин в топливную рампу, далее на форсунки. Внутри рампы при помощи регулятора поддерживается постоянное давление 300 мПа. Если давление повышается, то излишки горючего сбрасываются в бензобак через отсечку автоматически.

ЭБУ подает сигнал открытия и закрытия форсунок в той очередности, в какой работают цилиндры, при этом руководствуясь показаниями с датчика положения коленчатого вала.

Количество топлива, проходящего через форсунку, зависит от периода времени, в течение которого она находится в открытом состоянии. Время рассчитывается блоком управления при помощи информации, поступающей на него с датчика массового расхода топлива и датчика положения дроссельной заслонки.

Это принципиальные параметры, при которых может действовать двигатель, но для правильной и четкой работы агрегата электронный блок управления снимает дополнительные показания:

ЭБУ также управляет топливным насосом, регулятором холостого хода и системой зажигания.

Особенности

Двигатель ВАЗ 2107 с инжектором предусматривал блок цилиндров из качественного чугуна. В нем все 4 цилиндра располагаются в один ряд. Масса блока довольно большая, поскольку он является самой тяжелой частью конструкции, так как изготовлен из чугуна.

Двигатель ВАЗ 2107 с карбюратором также производился, и ничем от своего собрата на инжекторе он не отличался. Коленчатый вал также выливался из чугуна, а размещается он на пяти опорах, которые известны среди людей как шейки. Шейки проходят закалку током высокой частоты, а коленвал обрабатывается с большой точностью.

Шатуны — это детали, которые испытывают в конструкции максимальные нагрузки, поэтому для их производства использовалась кованая сталь. В двигателе размещается 4 шатуна — по одному в каждый цилиндр. Внутри размещаются поршневые пальцы, которые установлены с завода. Маркировка на этих деталях соответствует цилиндрам, поскольку между собой поменять местами их нельзя.

Рабочий объем двигателя ВАЗ 2107 также достигается благодаря тому, что его поршни отливаются из легкого алюминия, как и головка блока цилиндров. Чтобы поршни лучше контактировали со стенками цилиндров, на наружные поверхности наносится слой олова.

Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью цепи. Вместе с ним работает успокоитель и натяжитель, которые производители использовали для более тихой работы силового агрегата. Но на практике этого практически не замечается.

Номер двигателя ВАЗ 2107 также как и на большинстве классических моделей от отечественных производителей, размещается возле масляного фильтра. Это своеобразная маркировочная табличка, которую очень трудно перепутать с другими данными, а найти сравнительно просто.

Настройка на карбюраторных модификациях ВАЗ 2107

Во всех старых учебниках по обслуживанию классических моделей Жигулей описывается способ установки момента образования искры с помощью лампочки, хотя опытные автомобилисты спокойно обходятся без неё. Почему так происходит, вы поймёте в процессе прочтения данного материала, новичкам же будет полезно ознакомиться со старой проверенной методикой.

Для того чтобы проверить работоспособность карбюратора или отрегулировать его работу рекомендуется ознакомиться со следующим материалом: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/remont-karbyuratora-vaz-2107.html

Чтобы правильно выставить зажигание «семёрки», нужно обеспечить одновременное выполнение следующих условий:

  • насечка на шкиве коленчатого вала стоит напротив длинной риски, нанесённой на крышке газораспределительного механизма;
  • при этом круглая метка, нанесённая на шестерёнке цепного привода распределительного вала, совпадает с приливом на его корпусе;
  • поршень 4-го цилиндра завершил такт сжатия и находится в верхней мёртвой точке;
  • контакты внутри трамблёра разомкнуты;
  • подвижный контакт бегунка обращён к неподвижному контакту на крышке распределителя, куда подключён провод от свечи 4-го цилиндра.

Примечание. На бесконтактных системах в этот момент датчик Холла направляет сигнал коммутатору, чтобы тот разорвал электрическую цепь низкого напряжения, что приводит к возникновению высоковольтного импульса на проводе, ведущему к свече 4-го цилиндра.


На схеме показано, что происходит в цилиндрах при совмещении меток

Лампочка применяется с целью контроля момента зажигания, для чего её нужно подключить одним проводом к контакту «К» высоковольтной катушки, а вторым — к массе автомобиля. Следует знать, что в этот же момент поршень первого цилиндра тоже находится в положении ВМТ, только там происходит не сжатие топливовоздушной смеси, а выпуск отработанных газов после её сгорания. Вот почему несведущие автолюбители часто путают первый цилиндр с четвёртым при установке зажигания.


Схема расположения меток на крышке газораспределительного механизма

Когда перечисленные действия происходят одновременно, на электродах свечи 4-го цилиндра проскакивает искровой разряд, о чём свидетельствует вспышка подключённой лампочки. Чтобы добиться выполнения этих условий и правильно выставить зажигание, следуйте инструкции:

  1. Поверните ключом на 36 мм коленчатый вал, совместив насечку на шкиве с длинной риской на крышке ГРМ.
  2. Если в этот момент клапанная крышка двигателя снята, то лучше ориентироваться по метке на шестерёнке распредвала, выставив её напротив прилива корпуса.
  3. Возьмите распределитель зажигания, снимите крышку и поверните его вал, чтобы поставить бегунок напротив провода, ведущего к цилиндру №4 (на крышке есть маркировка номеров цилиндров). Вставьте трамблёр в отверстие двигателя, удерживая бегунок и корпус в этом положении, после чего зафиксируйте его гайкой под ключ 13 мм.
  4. Присоедините провода лампочки и включите зажигание поворотом ключа. Отпустите гайку крепления распределителя и медленно поворачивайте его за корпус, пока лампа не вспыхнет, указав на момент искрообразования. Снова закрепите трамблёр.
  5. Выключите зажигание и убедитесь, что в данный момент контакты внутри распределителя разомкнуты. Возьмите щуп на 0,35 мм и проверьте зазор между ними, при необходимости откорректируйте его, ослабив отвёрткой винты крепления.


Метки надо совместить, поворачивая коленвал ключом

Примечание. Инструкция подразумевает, что перед началом работ трамблёр был демонтирован с двигателя без совмещения меток.

Зажигание считается выставленным правильно, если после установки крышки распределителя и подключения проводов вам удастся запустить двигатель, а дальше нужно настраивать угол опережения. Бесконтактная система устанавливается таким же образом, за исключением проверки зазора в контактной группе ввиду её отсутствия.

Инструкция по замене цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2107 представлена здесь: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zamena-tsepi-grm-na-vaz-2107.html


Метка на шестерёнке распредвала совмещается с приливом на корпусе

Важный момент. В большинстве случаев зажигание выставляется без снятия клапанной крышки, отчего положение метки на шестерёнке не видно. Вы все проделали по инструкции, но мотор не запускается. Значит, искра подаётся в 4-й цилиндр во время такта выпуска, а сжатие в этот момент происходит в первом цилиндре. Проблема решается просто:

  • снимите крышку трамблёра;
  • открутите гайку его крепления;
  • вытащите распределитель из гнезда, поверните бегунок ровно на 180° и вставьте элемент обратно;
  • прижмите юбку трамблёра гайкой и поставьте крышку.

Совет. Если мотор после этих действий не заведётся, но начнёт подавать признаки жизни, то проблема кроется не в настройке зажигания, а в неисправности одного из элементов системы.

Фотоинструкция по настройке

Видеоматериал о правильной установке зажигания

Преимущества

Вот с чем с чем, а с положительными качествами у отечественных моторов постоянно возникают проблемы. Но несмотря на это, преимущества у таких двигателей все-таки существуют, поэтому их и используют на автомобилях даже сегодня. Основными положительными качествами являются следующие:

  • Ремонт двигателя ВАЗ 2107 осуществляется очень просто. Его конструктивные особенности предусматривают то, что даже откапиталить мотор не составит особого труда. Стенки цилиндров имеют достаточную толщину, позволяющую растачивать двигатель далеко не один раз.
  • Простота в обслуживании. Максимально простая конструкция мотора предусматривает то, что его можно подчинить практически от любой поломки без особого труда. Владельцы таких автомобилей возят с собой только минимальный набор инструментов.
  • Обороты мотора ВАЗ 2107 распределены таким образом, что автомобиль с ним под капотом получился достаточно тяговитым.
  • Ресурс двигателя — вот его главное преимущество. На практике таким моторы могут проехать больше 200 тысяч километров без необходимости капитального ремонта. Только для того, чтобы достичь подобных показателей необходимо правильно обслуживать силовой агрегат.

Тормозная система

Рабочая тормозная система:
тормозной механизм переднего колесадисковый, с двухпоршневой скобой
тормозной механизм заднего колесабарабанный, с одним рабочим цилиндром и двумя поршнями
Привод рабочей тормозной системыножной, гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем, регулятором давления тормозных механизмов задних колес и датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости
Стояночный тормозс ручным тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес

Проблемы

Вот с частыми поломками у автомобилей с такими моторами под капотом проблем хватает. Нельзя забывать о том, что двигатель сконструирован советскими инженерами, поэтому уязвимые места в нем превосходят по своему количеству положительные качества. Самые частые поломки мотора заключаются в следующем:

  • Часто случается так, что троит двигатель ВАЗ 2107. Это распространенная поломка, которая связана с тем, что элементы питания выходят из строя. Тут стоит обратить внимание не только на зажигание и его компоненты, но еще и посмотреть на топливный насос.
  • Мощность двигателя ВАЗ 2107 может существенно упасть, и это очень сильно ощущается, поскольку автомобиль перестает нормально разгонятся. Это первый звонок к тому, что необходимо отрегулировать клапана, поскольку гидрокомпенсаторов в системе не предусмотрено.
  • Часто масло в двигатель ВАЗ 2107 приходится подливать. Тут уже все выглядит куда печальнее, поскольку это сигнал к тому, что мотору постепенно приходит конец. Стоит готовится морально и финансово к тому, что придется делать капитальный ремонт.
  • Температура двигателя ВАЗ 2107 может не достигать рабочих показателей или автомобиль начинает быстро перегреваться. Тут все просто — как правило, причиной такого явления является то, что термостат заклинивает на большой или малый круг соответсвенно.

Коммутатор

Последний элемент в схеме, наличие которого требует бесконтактная электронная система зажигания – коммутатор. Идеальное место, в котором может быть выполнена его установка в ВАЗ 2107 – между бачком омывателя и левой фарой. Там есть ровная площадка, на которую и установим коммутатор, радиатором к кузову. Прислонив коммутатор, отмечаем места для сверления отверстий в кузове, через которые и прикручиваем его саморезами, при этом нужно под один из саморезов прикрутить черный (нулевой) провод от колодки подключения.

Техническое обслуживание

Для того, чтобы получить беспроблемную эксплуатацию, а также гарантировать себе то, что двигатель проработает максимально долго, нужно качественно его обслуживать. Благо дело, что сделать это достаточно просто, поскольку обслуживание можно провести даже в гараже. Многие задаются вопросом о том, сколько масла в двигателе ВАЗ 2107, и ответ тут достаточно прост — блок рассчитан на 3.75 литра, но во время замены заливать нужно 3.5.

Регулировать клапана на таком моторе нужно спустя каждые 10 тысяч километров. Но как показывает практика, владельцы машин с таким силовым агрегатом под капотом делают это только тогда, когда машина перестает ехать. Бензиновый фильтр нужно менять через каждые 15 тысяч километров. Цепь натягивается каждые 40 тысяч километров, а подлежит замене после 100 тысяч пробега.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]