Электродвигатель вентилятора отопителя («печки») на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях — коллекторный, постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Имеет три скорости вращения. Скорость выбирается четырехпозиционным переключателем на панели приборов. Ниже приведены электрические схемы его включения.
Схема включения вентилятора электродвигателя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» панелью приборов и монтажным блоком 17.3722
Схема включения вентилятора электродвигателя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью приборов и монтажным блоком 2114
Примечания и дополнения
— Электродвигатель вентилятора может подключаться к бортовой сети либо напрямую (самая высокая скорость), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая, если одна 0,23 — скорость средняя.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.
Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.
Модификации ВАЗ-2109
ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.
ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.
ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.
ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.
ВАЗ 21093-22. Модель изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.
ВАЗ-210934. Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму «Нивы», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».
Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор
- Головная фара.
- Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
- Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
- Клаксон.
- Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
- Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
- Генератор переменного тока.
- Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
- Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
- Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
- Свечи системы зажигания.
- Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
- Катушка.
- Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
- Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
- Стартер.
- Аккумуляторная батарея.
- Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
- Коммутатор, управляющий системой зажигания.
- Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
- Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
- Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
- Блок контактов включения стартера.
- Концевой переключатель на карбюраторе.
- Клапан экономайзера.
- Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
- Привод насоса омывателя.
- Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
- Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
- Переключатель скоростей.
- Привод очистителя ветрового стекла.
- Прикуриватель.
- Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
- Розетка для дополнительного оборудования.
- Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
- Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
- Монтажный блок реле и плавких вставок.
- Переключатель освещения панели приборов.
- Концевик лампы стояночного тормоза.
- Концевик ламп торможения.
- Блок рычагов подрулевого переключателя.
- Переключатель ламп наружного света.
- Переключатель аварийной сигнализации.
- Включение задней противотуманной фары.
- Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
- Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
- Повторители поворотов на передних крыльях.
- Центральный плафон салонной подсветки.
- Индивидуальный плафон подсветки.
- Переключатели работы подсветки на средних стойках.
- Коммутационный блок зажигания.
- Замок зажигания.
- Комбинация приборов «низкого» типа.
- Концевик «подсоса» на карбюраторе.
- Задние фонари.
- Измеритель уровня топлива в баке.
- Обогрев стекла.
- Привод заднего дворника.
- Два плафона подсветки номера.
Конструкция отопителя ВАЗ-21099
А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем дует в требуемые зоны по воздуховодам.
Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:
- корпус печки из пластика;
- радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
- вентилятор с электроприводом;
- воздуховоды;
- механизм управления отопителем.
На этом авто применялись отопители двух модификаций (старого и нового образца), которые несколько отличались по устройству, но составные части у них полностью идентичны.
Корпус, радиатор, заслонки
Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое моторчиком вентилятора движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.
Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.
Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115
Обдув воздуха осуществляется за счет заслонок печки, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.
Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно дует на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).
Основная же заслонка печки обеспечивает подачу воздушного потока на радиатор или же в обход него. Делается это все потому, что отопитель также играет роль системы принудительной вентиляции салона. Это позволяет в летнее время обеспечить подачу прохладного воздуха. И для этого необходимо лишь перенаправить движение в обход теплообменника, а на сам радиатор прекратит подачу разогретой ОЖ. Для отключения теплообменника от системы охлаждения применяется краник печки, который находится на подающем патрубке перед радиатором.
Вентилятор
Воздушный поток создается вентилятором типа «беличье колесо», приводимое в действие от электродвигателя. Эти два элемента заключены в свой отдельный корпус, устанавливаемый сверху на корпус отопителя. Причем конструктивно сделано так, чтобы обеспечить максимально простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых составляющих системы.
Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).
Механизм управления
Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.
Для управления печкой и перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи охлаждающей жидкости применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.
Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор
Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.
- ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
- ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
- ДТ (датчик температуры);
- ДСА (датчик скорости автомобиля);
- Клапан продувки адсорбера;
- ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
- ДД (датчик детонации) и другие.
Слабое место жгутов — силовая проводка на нижней полке радиатора, что постоянно подвергается воздействию высоких температур и в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Другая проблема — жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут.
С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.
- 1 — система форсунок;
- 2 — свечи;
- 3 — управляющий модуль зажигания;
- 4 — диагностический разъем;
- 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
- 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
- 7 — главное реле системы;
- 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
- 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
- 10 — защита питания насоса подачи топлива;
- 11 — контроллер бензонасоса;
- 12 — измеритель температуры двигателя;
- 13 — система холостого хода;
- 14 — измеритель детонации;
- 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
- 16 — измеритель положения коленчатого вала;
- 17 — измеритель скорости;
- 18 — измеритель расхода воздуха;
- 19 — лямбда-зонд;
- 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
- 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
- 22 — подключение системы зажигания;
- 23 — контрольная лампа;
- 24 — замок зажигания;
- 25 — коммутационный блок;
- 26 — вентилятор охлаждения радиатора.
Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.
- 1 — четыре форсунки;
- 2 — свечи 2109;
- 3 — модуль распределения зажигания;
- 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
- 5 — разъем контроллера Бош;
- 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
- 7 — основной коммутационный прибор системы;
- 8 — плавкая вставка основного прибора;
- 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
- 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
- 11 — управляющее реле бензонасоса;
- 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
- 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
- 14 — датчик угла открытия дросселя;
- 15 — измеритель температуры двигателя;
- 16 — регулятор параметров холостого хода;
- 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
- 18 — датчик положения коленчатого вала;
- 19 — лямбда-зонд;
- 20 — блок управления иммобилайзером;
- 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
- 22 — датчик замера скорости;
- 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
- 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
- 25 — разъем косы системы зажигания;
- 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
- 27 — реле запуска системы зажигания;
- 28 — замок;
- 29 — монтажный и коммутационный блок;
- 30 — вентилятор системы охлаждения.
Замена моторчика печки на ВАЗ-2108-2109
Вентилятор (моторчик) печки обеспечивает обдув автомобиля и повышает эффективность работы обогревателя. При его неисправности качество отопления салона ухудшается в разы. Могут появиться посторонние звуки, которые отвлекают от дороги и сильно раздражают. Единственный выход — произвести ремонт или замену вышедшего из строя узла. Как правило, автолюбители сразу же отправляются на СТО и выкладывают немалые суммы за выполнение таких работ. Зачем? Как правило, поменять моторчик печки на ВАЗ-2108-2109 — это вопрос 30-40 минут.
Основные неисправности
Первое, что стоит сделать — разберитесь с причиной. Заведите машину, переключите печку на различные скоростные режимы и прислушайтесь к звукам моторчика. Если после включения обдува никаких действий не произошло, а звук не появился, то вентилятор просто не работает.
В случае если моторчик запустился только на третьей скорости, то причиной неисправности может быть резистор, установленный в переключателе (на автомобилях ВАЗ такая неисправность встречается весьма часто).
Давайте же разберемся, в чем могут быть причины отказа печки. Их несколько:
- Вышел из строя предохранитель. Первое, что вы должны сделать — проверьте целостность предохранителя, который питает вентилятор печки. Возможно, причина отказа устройства в небольшом коротком замыкании цепи. При этом учтите, что через одну плавкую вставку может питаться не только моторчик, но и подсветка бардака, подогрев зеркал и прочие устройства. Следовательно, в случае отказа печки проверьте работоспособность и других устройств.
- Плохой контакт в монтажном блоке. Это проблема распространена, как у отечественных авто, так и среди иномарок. Исправить проблему можно путем обычной зачистки контактной группы или протяжки контакта.
- Неисправность реле зажигания. Контролирующее устройство имеет свойство залипать. В этом случае вентилятор отопительной системы будет включаться только при прогретом двигателе. Если неисправность проявляется именно таким образом, то желательно сразу же проверить реле и при необходимости установить новое.
- Обдув включается только при переходе на третью скорость. Здесь необходимо знать конструкцию устройства. Суть в том, что первая и вторая позиция подразумевает подключение дополнительного сопротивления. На третьей скорости включение происходит напрямую. Следовательно, неисправность можно устранить путем обычной замены резистора.
- Поломался переключатель. Часто причиной проблем может быть и сам переключатель. Для его проверки стоит использовать обычную лампочку на 12 Вольт с припаянными к ней проводками. Действуйте в следующей последовательности:
— отключайте центральную часть консоли для получения доступа к переключателю (вам ничего не должно мешать выполнять проверку);
— заводите авто и садите один из проводов на «минус» (кузов машины). Вторым проводом поочередно прикасайтесь к выходу первой, второй и третьей скорости.
Теперь подводите итоги. Если лампа загорается во всех случаях, то переключатель работоспособен. Если же лампочка не горит, то переносим провод на «плюс» переключателя. В случае, когда лампа не загорается и здесь, то можно делать вывод об обрыве в цепях моторчика или выходе из строя предохранителя;
— поломка вентилятора. В случае если переключатель исправен (напряжение поступает), а сам моторчик не подает никаких признаков «жизни», то причиной проблем может быть низкое качество контактного соединения на «минусе». Второй вариант — заливание щетки двигателя.
Принцип работы и причины неисправности
Давайте кратко рассмотрим, как вообще работает система обогрева. Для регулировки температуры вы открываете или закрывает краник отопительного устройства. После этого в радиатор начинает поступать хорошо прогретая ОЖ, которая является источником тепла (на прогретом двигателе температура охлаждающей жидкости может быть 90-95 градусов Цельсия).
Путем переключения скоростных режимов моторчика вентилятора можно задавать скорость его работы. От этого напрямую зависит объем поступающего в салон теплого (холодного) воздуха. Здесь все зависит от положения краника — открыт он или закрыт. В дальнейшем с помощью панельных заслонок можно регулировать подачу воздуха и направлять его по салону — к лобовому стеклу, ногам и в салон и так далее.
Особенности замены печки на ВАЗ-2108-2109
Итак, при появлении сильных скрипов, визга или же полном отказе вентилятора необходима его замена. Делается это в следующей последовательности:
- Подготовьте необходимый инструмент — головку на «10», крестообразную отвертку и рукоять с трещоткой.
- Открывайте капот авто и выкручивайте пять винтов, которые фиксируют пластиковую накладку у лобового стекла. Полностью снимайте ее и откладывайте в сторонку.
- Вытягивайте уплотнитель капота (он также будет мешать работе).
- Выдергивайте защитный кожух, за которым расположен сам двигатель вентилятора.
- Откручивайте два крепежных болта, которые фиксируют моторчик к корпусу автомобиля.
- Садитесь в салон и под панелью приборов со стороны водителя находите плюсовой провод вентилятора и отбрасывайте его. Здесь же находите «минус», который фиксируется гайкой — его выкручивайте с помощью трещоточной ручки и подходящей головки на «10». По-другому отключить напряжение с моторчика не получится, ведь питающие провода напрямую подпаяны к устройству.
- Доставайте двигатель (для этого придется немного его покрутить, чтобы выбрать оптимальное положение).
- По возможности произведите ремонт. Если времени и необходимых знаний нет — просто замените.
- Установите новый моторчик и возвращайте все детали в обратной последовательности.
Вывод
Таким образом, при выходе из строя моторчика печки или появлении лишних звуков не стоит терпеть и мерзнуть — выделите немного личного времени, проведите небольшую диагностику неисправности и устраните проблему путем ремонта или замены. Удачи.
Схема блока реле и предохранителей 2109
Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.
Блок предохранителей 2114-3722010-18
K1-реле включения очистителей фар; K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; K3-реле стеклоочистителя ветрового окна; K4-реле контроля исправности ламп; K5-реле включения стеклоподъемников; K6 — реле включения звуковых сигналов; K7-реле включения электрообогрева заднего стекла; K8-реле включения дальнего света фар; K9-реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители.
Блок предохранителей 2114-3722010-60
K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.
Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.
Схема электрооборудования — проводки автомобиля Ваз 2109 с карбюраторным двигателем и низкой панели приборов (торпедой).
А — порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания Ваз 2109 электрооборудование. Б — порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла Ваз 2109.
Картинка электросхемы Ваз 2109:
Таблица расшифровки электросхемы Ваз 2109:
Особенности эксплуатации печки и ее доработка
Ваз 2109 обогрев салона
Владельцы автомобиля Ваз 2109 часто бывают обеспокоены тем, что со временем печка начинает плохо греть. Не стоит говорить о том, что ехать в таком автомобиле уже будет некомфортно. В таких случаях только модернизация печки способна решить проблему.
Способы доработки
Способов модернизации печки множество. Ниже приведены несколько из них.
Рычаг управления заслонкой
- Можно просто подтянуть тросик управления заслонкой печки, чтобы проблему решить. Делается 1-2 витка троса, находящегося на рычаге управления заслонкой (сам рычаг размещен на корпусе печки, возле педали газа).
Примечание. Стыки воздуховодов и края заслонки отопителя оклеены бывают поролоном, который до конца не сжимается. В этой связи и образуется зазор в несколько миллиметров, а заслонка до конца не закрывается. Вышеописанный способ поможет настроить рычаг должным образом.
- Добраться до рычага управления можно и иным способом. Со стороны водителя есть место и нужно попробовать дотянуться рукой и подтянуть рычаг, обязательно при включенном вентиляторе отопителя. В процессе регулировки левое ухо будет находиться в районе сопла воздуховода и таким образом, можно будет услышать, как меняется звук выходящего воздуха.
Краник отопителя
Причиной неэффективной работы системы отопления может стать и неполное открытие краника печки. Такая проблема, к слову сказать, встречается практически у всех переднеприводных автомобилей семейства Ваз.
- Решением проблемы может стать натяжка тросика управления клапаном и последующая доводка рычага управления до максимально открытого положения.
Примечание. В этом случае возможно, что клапан теперь будет не до конца закрываться. Но проблема не в этом, а в том, что после регулировки рычага, заслонка может потерять герметичность и начать подтекать (видно на фото). В таком случае можно посоветовать обмотку места протечки тканью, которая была пропитана в герметике и фиксирование всего этого холодной сваркой.
Место течи краника отопителя
Воздуховоды
Причиной некачественного функционирования системы отопления может стать негерметичность воздуховодов. Тот воздух, который нагнетается вентилятором отопителя, частично уходит в щели, а поток воздуха, тем самым ослабевает и остывает.
- Решением может стать полная герметизация и проклейка соединений, которые расположены в местах следования воздуха от печки до выхода.