Люфт — термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого — управляемого узла.
Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.
Применительно к автомобилю и рулевому управлению — угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.
Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?
Еще один термин, требующий рассмотрения — «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.
Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.
В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.
Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.
Наличие зазора — технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.
Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.
По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.
Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении — норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.
Здесь прослеживается интересная закономерность — чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.
В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:
- Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
- Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
- Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
- Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.
Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.
Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.
Что такое люфт руля, как его определить и исправить своими руками
Проблемы с управлением, наряду с тормозными поломками, это самое страшное, что может произойти с автомобилем в движении. Реальным предвестником таких проблем является люфт руля. Разберемся, что это такое и как себя обезопасить.
Итак, люфт, это недостаток в рулевом управлении. Происходит он из-за проблем с рулевой рейкой, либо калибровки самой «баранки». По сути своей, это плохая реакция колес на поворот штурвала., которая выражается в виде запаса.
Говоря проще: если вы поворачиваете руль в сторону, а колеса реагируют не сразу, это и есть тот самый люфт. Сразу же стоит отметить, что многими производителями предусмотрен небольшой свободный ход рулевого колеса, без «зацепа» самих колес. Соответствующие параметры свободного хода вы можете узнать в технической документации вашего транспортного средства.
Другие неприятности
Помимо люфта, стоит быть внимательным и к другим неприятностям, связанными с поворотом и управлением:
- Возрастающее усилие. Если вы замечаете, что для того, чтобы совершить поворот, вам требуется прикладывать все больше сил к рулю, то это тоже признак проблемы. Происходит это из-за износа рейки или редуктора.
- Самопроизвольное отклонение. Предположим, что вечером вы запарковали машину, оставив баранку строго по центру. Утром, садясь в салон, вы заметили, что он отклонена, в то время как колеса остались стоять также прямо.
- Протечки. Жидкость может вытекать как из сальника рейки, так и из рабочего бочка гидроусилителя. Их вы можете обнаружить под своим автомобилем, либо при самостоятельно осмотре на яме.
При обнаружении одного из таких аспектов, мы рекомендуем немедленно обратиться в сервис и проверить механизмы. Одна диагностика, за которую вы заплатите, может спасти не только ваш дальнейший бюджет, но и здоровье и жизнь вас и ваших пассажиров.
Допустимое отклонение
Как мы уже говорили, автопроизводителями выделяется допустимый размер люфта. Обычно он составляет 2-3 миллиметра, или градусов уклона. Они необходимы для того, чтобы механизмы управления не находились под постоянным давлением и, соответственно, служили дольше в счет меньшего износа.
Норма прописывается в техдокументации, но для различных транспортных средств она может быть разной. Обычно у автобусов и грузовых машин она несколько выше, опять таки, из-за большей нагрузки на рулевую рейку. Для легковых авто она ограничена парой градусов.
Проверка
Проверка люфта может быть осуществлена как самостоятельно, так и при помощи специалистов в сервисе. Для того, чтобы узнать значение самостоятельно, вам потребуется линейка, какой-нибудь маркер или мел и внимательный взгляд помощника.
- Устанавливаем руль в нормально, прямое положение. Определить его вы можете при помощи линейки с водяной капсулой, так называемым уровнем.
- Поставив руль, делаем отметку на самой его верхушке. Перед рулей кладем обычную линейку. Соотносим отметку с показанием на линейке. Скажем, у нас получилось, что метка стоит на 15 сантиметрах.
- Затем, медленно поворачиваем руль, считая сантиметры, на которые мы отклонились. К примеру, вертим его влево, а значит наша метка будет приближаться к 14 сантиметрам и дальше.
- Наш наблюдатель смотрит за колесами и сигнализирует, когда они сдвинулись. Когда мы получили его команду, останавливаем вращение и фиксируем показатель. Скажем, наша отметка осталась на 13.5 сантиметрах. Значит люфт 1.5 сантиметра.
- Идеально сделать эту работу можно при помощи транспортира. Только нужен большой, примерно такой, каким пользуются инженеры и архитекторы. Его можно приобрести в отделе канцелярских товаров. Принцип тот же, но полученные данные будут в градусах, что нам больше подходит.
На СТО такая работа выполняется при помощи специального прибора — люфтометра. Это небольшой компьютер, который подключается к руль и сам высчитывает отклонения. Естественно, он намного точнее и дает лучшую картину ситуации и необходимых исправлений. С его помощью высчитывается суммарный люфт руля. Если документацией он не допускается, то надо переходить к исправлению.
Как исправить
Что делать, если показатели критичны? Конечно же, устранить найденный люфт. Основные причины находятся в рулевой колонке. Она может выдавать свои болезни не только отклонениями, но еще и соответствующим стуком. Стук вы, скорее всего, заметите только тогда, когда отклонение уже будет достаточно большим и нужна будет регулировка.
Убрать свободный ход полностью не получится, помните про необходимый запас для продления срока службы деталей. Нам нужно его уменьшить, до выхода из критических отметок. Поэтому, лезем в район рулевой рейки.
Задача: подтянуть все детали и заменить эдакие расходники. Берем гаечный ключ, либо шестигранник. Находим гайки, которыми фиксируется запчасть. Она будет расположена рядом с сальниками, либо другими резиновым элементами. Эти гайки нам и надо отрегулировать.
Допустимые люфты в автомобилях
В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.
Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:
- Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков — 100;
- Для автобусов — 200;
- Для грузовиков —250.
Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:
- Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 — 50;
- Для Газель 3302 — 200 (пассажирский вариант) и 250 (грузовая машина).
Причины большого люфта
Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.
К основным причинам можно отнести:
- Износ зубчатой планки и зубьев шестерни рулевой рейки.
- Повреждение или деформация ступичного подшипника. Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта).
- Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются. Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса.
- Некачественный ремонт ходовой части машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника. В итоге страдает рулевая система автомобиля.
- Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием.
- Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены. Часто люфт в рулевом управлении устраняется после заливки новой рабочей жидкости.
Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.
Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.
К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:
- Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
- Износ оси или втулок маятникового рычага.
- Ослабление крепежа картера.
Принцип работы
Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.
Рекомендуем: Температура кипения тосола и антифриза
Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:
- плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
- износ шлицевых соединений;
- износ карданных соединений промежуточного вала;
- ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
- повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
- износ наконечников;
- износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
- ослабление затяжки регулировочных тяг.
Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке, что может говорить об износе деталей.
Признаки поломки
Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.
К основным симптомам можно отнести:
- Появление стука в рулевом механизме;
- Повышенные вибрации во время движения;
- Скрип при повороте колес;
- Отклонение от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.
При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.
Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.
Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.
При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.
Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.
Также читайте про причины стука при повороте руля.
Что такое люфт
Суммарным люфтом рулевого управления любого автомобиля, в том числе и автобуса, называют угол, на который отклоняется рулевое колесо при повороте им влево и вправо, до того места, когда начнут поворачиваться колеса автобуса.
Каждый изготовитель автобусов указывает отклонение в своей документации к автобусу, а угол, полученный вследствие полевых испытаний, не должен быть больше указанного.
В случае если в документации значение не указано, тогда фактически оно не должно быть больше значения, которое установлено в государственных нормативах.
Значение люфта устанавливают для каждого типа автомобилей, в том числе и автобуса и оно должно составлять:
- легковые транспортные средства – 10 градусов;
- автобусы – 20 градусов;
- грузовые автомобили – 25 градусов.
Диагностика проблемы и применяемые приборы
Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.
Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор — люфтомер.
С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.
Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.
С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.
Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:
- Заведите мотор (он должен работать на холостом ходу);
- Поставьте передние колеса параллельно продольной оси машины. Одновременно с этим убедитесь в работе гидравлического усилителя;
- Поверните руль в одну, а потом в другую сторону. В этот момент фиксируйте моменты, когда передние колеса начинают прокручиваться в требуемом направлении. Расстояние, которое проходит рулевое колесо между этими промежутками — это и называется люфтом (свободным ходом).
Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.
При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.