Правильное снятие двигателя ВАЗ 2109 необходимо для проведения планового и текущего ремонта. В большинстве случаев временный демонтаж происходит вместе с коробкой передач. Процедура осуществляется в специализированном гараже, где есть подъемник. При этом, если человек знает, как снять двигатель ВАЗ, все можно за несколько часов сделать своими руками.
Желательно, чтобы указанную процедуру осуществлял автовладелец, имеющий определенный опыт. Даже незначительные ошибки приведут к возможным повреждениям отдельных элементов системы автомобиля ВАЗ 2109.
Подготовительный этап
Перед началом работы настоятельно рекомендуется ознакомиться с устройством «сердца» железного коня. Это поможет избежать многих проблем, связанных с неправильным подключением отдельных элементов системы, таких как:
- правая опора передняя;
- генератор;
- двигатель;
- коробка передач — снять коробку необходимо только при условии капитального ремонта или замены двигателя;
- стартер;
- система включения света фонарей для отметки заднего хода ВАЗ 2109;
- растяжка;
- опора левая передняя;
- пробка, фиксирующая отверстие для слива масла из двигателя;
- приводы передних колес с правой стороны;
- задняя опора-фиксатор;
- отверстие для слива масла из КПП;
- левый привод колес передних;
- тяга привода переключения коробки передач.
Новичкам рекомендуется провести фото фиксацию перечисленных частей в собранном виде. Для того чтобы двигатель ВАЗ успешно демонтировать, необходимо использовать рекомендованные производителем инструменты. Список таковых находится в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Вне зависимости от причины, подтолкнувшей к необходимости провести снятие и диагностику, придерживаться необходимо следующей схемы:
Правильно снять двигатель поможет аккуратно снятый модуль зажигания автомобиля. Ввиду хрупкости устройства запрещено прикладывать чрезмерную физическую силу. После этого происходит демонтаж расположенной на блоке пробки. Только после слива всей жидкости снимается следующий элемент.
В произвольном порядке отключаются все штекеры от привода. Аналогичное происходит с тросом газа и шланга. Перед началом указанного этапа лучше воспользоваться фотоаппаратом для фиксации первоначального положения. Фото пригодится, когда начнется установка двигателя ВАЗ.
В буквальном смысле ювелирная точность необходима, когда речь заходит о снятии шланга, ведущего к бензопроводу. Для этого нужен ключ на «17», который не сломает достаточно хрупкую систему. Здесь, как и в вышеописанном случае, необходимо провести фиксацию при помощи фото.
При возвращении двигателя ВАЗ на законное место, фотография поможет правильно подсоединить все элементы. Ошибка здесь недопустима. Только после завершения снятия всех трубок на «головке», можно переходить к тем частям, которые непосредственным образом к ней прилеплены.
Что поставить?
Действительно, самым главным вопросом среди владельцев ВАЗ 2109 является ассортимент моторов, которые могут оказаться под капотом их автомобиля.
Давайте рассмотрим несколько популярных решений, которые чаще всего встречаются среди тех, кто решил поменять мотор на своем ВАЗ 2109.
Вариант
Особенности
Газ — это более дешевая альтернатива бензину, которая позволит неплохо сэкономить в будущем на заправках. Такую замену называют наиболее легкой. Но следует принимать во внимание тот факт, что окупится такая замена только при частой эксплуатации автомобиля, а у вас в багажнике будет располагаться баллон с газом. Делать такую работу можно только у специалистов с соответствующей квалификацией и разрешениями
ВАЗовский инжектор 1,5 литра
Неплохая альтернатива, которая позволит извлечь больше мощности из вашего усовершенствованного автомобиля. Инжектор мощнее, он требует меньше топлива, обеспечивает лучшую динамику. Но на практике менять двигатели с ВАЗовского на ВАЗовский — не самое лучшее решение, поскольку есть масса вариантов среди более надежных, мощных импортных машин
Двигатели от Приоры и ВАЗ 2112
Неплохие отечественные варианты, которые легко влезут в пространство для мотора вашей девятки. Хорошая отдача, отличная возможность перекинуть не только движок, но и саму коробку переключения передач
1,5 литровый мотор от Honda Civic
Тут мы говорим про 1,5-литровые двигатели мощностью 92 лошадиных сил образца 1991-1995 годов. Инжекторные движки того поколения отлично подходят по габариты подкапотного пространства ВАЗ 2109, отличаются неплохими техническими характеристиками. Своего рода улучшенная вариация предыдущего варианта
Неплохо зарекомендовали себя моторы от Vectra объемом 1,4, 1,6 и 1,8 литра. Двигатели хоть и старенькие, но зато резвые, достаточно мощные, сравнительно экономичные. Их основное достоинство — доступная стоимость при хорошем качестве сборки. Если отыскать достойный немецкий мотор любого из представленных объемов, ваш ВАЗ 2109 будет работать существенно лучше по сравнению с заводским двигателем
Моторы от Mitsubishi Lancer
1,5-литровые инжекторные двигатели мощностью до 100 лошадиных сил многим приходятся по вкусу. Хорошая динамика, добротная сборка, приятная экономичность. Отыскать такой мотор не очень легко, но и больших проблем возникнуть также не должно
Привлекательный вариант для замены, позволяющий получить резвый, интересный, надежный корейский двигатель. Единственный важный нюанс — коробка от девятки не соответствует особенностям движка от корейца, потому придется менять все вместе
VW Passat или Golf
Великолепная надежность, поразительный ресурс двигателей, несмотря на их возраст. Движки от последних версий этих немецких авто вы установить не сможете, поскольку тогда придется переделывать буквально все. А вот моторы образца 90-х годов очень даже хорошо примет на борт ваш ВАЗ 2109
Еще один пример великолепного немецкого качества двигателя, который можно установить на девятку. Во многом похож на моторы от Фольцваген и Опель по характеристикам, динамике, экономичности. Найти не сложно, но старайтесь выбирать мотор с минимальным пробегом. Так вы обеспечите себе долгую и беззаботную жизнь своей машины
Выбирать следует моторы объемом до 2,0 литров. Самый оптимальный вариант — это движок объемом 1,6 литра с 16 клапанами и мощностью 90 лошадиных сил. Такие движки вы найдете на модели Doblo. Их достаточно много на авторазборках, потому с поисками проблем возникнуть не должно
Приемистый, достаточно мощный, динамичный мотор с хорошим запасом прочности. Добротное решение для наших дорог. Японское качество мало чем уступает представленным аналогам из Германии. В свое время двигатели на 626 модель получили множество положительных отзывов, потому их установка на ВАЗ 2109 рекомендуется многими специалистами
Требующие повышенной осторожности действия
Глушитель и шкив распределительного вала снимите в последнюю очередь. Дальнейшие действия производятся с учетом фактической ситуации. Если болты-звездочки покрылись слоем грязи и масла, то откручивать их не нужно. Все снимайте вместе с распределительным валом. Открутить их лучше в том случае, если мотор эксплуатируется недавно.
Правильно снять двигатель поможет передний шкив коленчатого вала. Для этого рекомендуется воспользоваться откидным ключом. Устанавливается он через верх, а не через нижнюю часть. Перед его использованием рекомендуется перейти на 4-5 скорость. После этого двигатель ВАЗ легче поддается нормированному физическому воздействию. Если указанные рекомендации не помогли облегчить ход ключа, необходимо воспользоваться услугами помощника.
Один из помощников садится в машину и нажимает на педаль тормоза. В этом случае снимать передний шкиф коленвала проще. После этого демонтируется патрубок и расположенные сверху болты генератора.
Если болты коробки передач имеют следы физического износа или значительного загрязнения, то лучше их заменить.
В этом случае снятие двигателя снизит вероятность поломки в будущем. Ведь никто не знает, когда в следующий раз автовладелец заглянет под капот.
Снимая провода с генератора, необходимо постепенно ослаблять крепление самого устройства. Чем точнее двигается рука, тем меньше вероятность повреждений. После этого с не меньшей аккуратностью удаляется «краб». Фиксируется он двумя болтами, снимаем которые при помощи гаечного ключа. Перед тем как открутить последний болт, устройство не спеша отводится в сторону.
Снятие головки инжектора ВАЗ 21083. Видео
Фото. Головка снята с мотора
Далее откручивайте патрубок, верхние болты генератора и болты коробки (три болта и одна гайка), на фото они обозначены стрелками.
Чиатйте также: Как Снять Дворники На Ix35
Фото. Движок, вид с низу
Открутите провода от генератора и само крепление генератора на фото оно обозначено стрелкой, и снимайте генератор.
Открутите краб, он показан на фото, я его практически открутил остался один болт, и ослабьте задний болт тяги.
Фото. Открученный краб
Открученный краб отведите в сторону как показано на фото.
Фото. Зафиксированный движок
Дальше зафиксируйте движок как показано на фото, пользуйтесь ремнем ГРМ и чтоб не покарябать машину под кирпич положите тряпку, как показано на фото. Ослабьте подушку мотора и открутите подушку от самого мотора, возьмитесь за ремень и выньте трубу что фиксировала движок, опустите движок.
Фото. Опущенный движок
Когда опустили движок, он 50/50 сходит с коробки сам, если не сошел, подденьте монтировкой и он сойдет.
Фото. Снятый движок
На фото видите на сто процентов снятый движок, остается положить его набок и вытянуть, также чтоб движок легче было растягивать конечно под него заблаговременно подсунуть потную тряпку либо брезент на нем вытянуть движок. Этим методом есть вариант и поставить движок но в оборотной последовательности, я так и делаю. Однако при установки мотора большой ремень либо веревку пропускаю под движок и с низу натягиваю на коробку с ассистентом.
Подготовка к обратному процессу
Завершается процесс фиксацией двигателя ВАЗ при помощи ремня ГРМ. Не лишним будет воспользоваться 1-2 кирпичами, которые помогут избежать падения двигателя. Убедившись, что массивный агрегат зафиксирован в пространстве, происходит ослабление подушки и непосредственное снятие двигателя. Зафиксировав рукой ремень, нужно не спеша извлечь трубу.
Если к этому моменту двигатель не сошел сам, то рекомендуется воспользоваться монтировкой. После этого агрегат переносится на место временного хранения для последующей с ним работы. Необходимо запомнить — устанавливайте все в строго обратном порядке. Если некоторые элементы исчерпали срок эксплуатации, то лучше заблаговременно произвести замену.
Процесс снятия «сердца» автомобиля — сложный и многоступенчатый. Аккуратность и точность действий — залог успешного ремонта своими силами. После снятия рекомендуется провести обязательный осмотр всех узлов двигателя.
снятие двигателя с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Снятие двигателя с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 1. Снимите аккумуляторную батарею. 2. Слейте масло из картера двигателя и охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
ПРИМЕЧАНИЕ Снимайте двигатель с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в сборе с коробкой передач. Снимая двигатель, опускайте двигатель из моторного отсека вниз. Удобнее снимать двигатель, установив автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на подъемнике.
3. Отверните болты крепления и снимите защиту картера двигателя.
4. Снимите приемную трубу глушителя (см. «Система выпуска отработавших газов»).
5. Снимите воздушный фильтр.
6. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя.
7. Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления.
8. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата.
9. Отсоедините высоковольтный провод от центрального контакта крышки трамблера.
10. Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от контактного гнезда трамблера.
11. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от бензонасоса.
12. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.
13. Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.
14. Отсоедините колодку с проводом от вывода тягового реле стартера.
15. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.
16. Отсоедините колодку с проводом от вывода генератора.
17. Отверните гайку и отсоедините провода от вывода генератора.
18. Отсоедините колодку с проводом от вывода запорного электромагнитного клапана карбюратора.
19. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора. Выньте шланг из пластмассового хомута.
20. Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.
21. Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос.
22. Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
23. Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок.
24. Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
25. Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов.
26. Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
27. Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
28. Отсоедините провод от датчика давления масла.
29. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя.
30. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя.
31. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.
32. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.
33. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач.
34. Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески.
35. Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию двигателя с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
36. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
37. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
38. Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника.
39. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.
40. Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону.
41. Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому.
42. Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали.
43. Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
44. Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата.
Демонтаж ГБЦ на ВАЗ 2109. Алгоритм самостоятельной замены прокладки головки блока цилиндров
Снимать головку блока цилиндров (ГБЦ) нужно при замене прокладки, блока, а также, когда проводится ремонт механизма поршневой группы и ее клапанов или при ремонте самой головки. Кроме того, при тюнинге двигателя или полной его разборке также нужно демонтировать ГБЦ.
Перед началом работы необходимо, чтобы автомобиль был установлен на эстакаду или на смотровую яму.