Замена ступичного подшипника ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими руками


Передняя ступица и ее детали

В автомобиле ваз 2109 замена передней ступицы необходима в том случае, если произошел ее износ. Ступицы в свою очередь выполняют очень важную роль. Без них колеса не будут вращаться с нужной скоростью, что приведет сначала к повреждению тормозной системы, а после – к выходу из строя всего автомобиля. Поэтому, если наблюдаются какие-нибудь проблемы с передними ступицами, их нужно диагностировать заранее, чтобы потом не было слишком поздно. Замена передней ступицы ваз 2109 – дело сложное и ответственное, но справиться с ним можно и в своем гараже самостоятельно.

Износ передних ступиц


Замена передней ступицы на ваз 2109

Обычно износ ступиц проявляется в следующем:

  • ​ В подшипниках ступицы наблюдается люфт, то есть они слегка пошатываются.

Примечание: нельзя допускать, чтобы люфт был слишком сильным, так как из-за этого нужно будет менять не только ступицу, но и подшипник.

  • ​ Подшипники «гудят». Во время езды слышны непонятные звуки, издающиеся из колес. Как правило, с увеличением скорости они проявляется еще сильнее. После этого, при снижении скорости шум не становится менее тихим.

Примечание: если гул слышен только с одной стороны, значит нужно менять только одну ступицу. Если он наблюдается в обоих колесах, обе ступицы нуждаются в немедленной замене.

  • Подшипники быстро нагреваются. Это может привести к тому, что суппорт также перегреется, из-за чего он также «полетит». Кроме того тормозная жидкость также слишком быстро закипает. Это приводит к быстрому отказу тормозной системы.

Причины износа ступицы


Замены ступицы передней на ваз 2109

Обычно выделяют такие причины, из-за которых ступица изнашивается:

  • ​ Ступичный подшипник совсем развалился. Возможно он находится только на начальной стадии разрушения. В любом случае его придется менять, но после соответствующей диагностики.


Замена ступицы переднего колеса ваз 2109

  • ​ Гайка подшипника ступицы плохо затянута. Такая оплошность может стать причиной люфта. В таком случае можно обойтись просто ввинчиванием данной гайки до упора. То есть, менять ступицу или ее подшипник не следует.
  • ​ Плохо работает рулевой наконечник.
  • ​ Наблюдаются недочеты в работе верхней ил нижней шаровой опоры.

Как диагностировать люфт подшипника


Ваз 2109 ступица переднего колеса

На самом деле этот процесс очень прост, и осуществить его сможет даже новичок. Для этого:

  • ​ Поднять автомобиль при помощи домкрата на оптимальное расстояние.

Примечание: намного проще осуществить диагностику с помощью смотровой ямы, но если ее нет, домкрат также подойдет.

  • ​ Прокачать колесо. Осуществлять это следует по определенной схеме: держать колесо с обеих сторон, максимально зажав его. Качать следует руками в одном и том же направлении (желательно от себя). Кстати, в автосервисах такую процедуру также производят, поэтому желательно присутствовать на ней, чтобы позже быть подготовленным к ее осуществлению.


Ваз 2109 ступица передняя

  • ​ Если наблюдается небольшой люфт, следует затянуть гайку подшипника как можно сильнее.

Примечание: если это не избавляет от люфта, значит необходима замена ступицы или ее подшипника.

  • ​ По-прежнему следует держать колесо с обеих сторон. Однако теперь качать его нужно не в одном, а в разных направлениях. Что это значит? Просто следует левой рукой прижимать колесо к себе, а правой – от себя. Если при этом также наблюдается люфт, то причина не в ступице. В этом случае неисправным является рулевой наконечник. Его следует заменить.

Примечание: в некоторых случаях рулевые наконечники продаются в комплекте с рулевыми тягами. Однако не всегда эти тяги также нужно менять. Их можно оставить, заменив в том случае, если они сломаются в скором времени.

  • ​ Дергать колесо, делая максимальный упор на верхнюю часть колеса. Если в таком случае также наблюдается люфт подшипника, значит следует поменять верхнюю шаровую опору.


Ваз 21093 передняя ступица

  • ​ Тянуть колесо за нижнюю часть. Соответственно, если и теперь наблюдается люфт, значит нужно менять нижнюю шаровую опору.

Примечание: если вышел из строя только один подшипник, то лучше поменять сразу и второй, так как он скорее всего тоже очень скоро сломается.

Порядок снятия и установки

Как же определить неисправность ступичного подшипника?

Для этого необходимо проехать не менее 5 км, при этом тормозить нужно редко. После остановки прикоснитесь рукой к ступице и если вы не сможете удержать руку, значит, подшипник пришел в негодность и требует замены. Еще один верный признак неисправности появление постороннего шума со стороны колеса.

Справиться с заменой ступичного подшипника можно самостоятельно:

  1. Для начала ставим противооткатные упоры. Далее срываем гайку и немного ослабляем, не нужно откручивать ее полностью.

  2. При помощи домкрата нужно поднять всю переднюю часть автомобиля и поставить ее на опоры.
  3. Далее необходимо снять колесо, для чего откручивайте колесные болты.
  4. При помощи ключа на 17 снимаем направляющую тормозных колодок.
  5. Снимаем суппорт, для этого разжимаем тормозные колодки (обратите внимание, суппорт не должен висеть на тормозном шланге, возьмите обыкновенную проволоку и подвесьте его к кузову).
  6. Берем ключ на 12 и на тормозном диске откручиваем два направляющих штифта. Теперь нужно снять сам диск, для этого лучше использовать резиновый молоток. Аккуратными не сильными ударами сбиваем тормозной диск.
  7. Теперь можно до конца открутить гайку подшипника ступицы, после чего снимаем шайбу.
  8. Теперь нужно сдернуть ступицу. Вам понадобится два болта М12х1,25х130 и тормозной диск. Болты вставляем в два отверстия в тормозном диске и на всю глубину резьбы вкручиваете в отверстия ступицы. Затем резким движением тянете тормозной диск на себя, ступица должна сдернуться
  9. Находим два болта крепления шаровой и при помощи ключа на 17 откручиваем их. Из отверстия ступицы извлекаем наружный шарнир.
  10. Аккуратно выбиваем ступицу из поворотного кулака.
  11. Затем необходимо снять стопорное кольцо.

  12. Для выпрессовки подшипника лучше использовать специальный съемник. (С этим пунктом иногда возникают проблемы. Чтобы облегчить снятие, необходимо предварительно нагреть кольцо. Для этого хорошо подойдет портативная газовая горелка).

Вот вы и сняли подшипник. Далее необходимо проверить наличие грязезащитного кольца, очистить внутреннюю поверхность поворотного кулака.

Наносим большое количество смазки на внешнее кольцо подшипника. Теперь необходимо поместить подшипник в морозильную камеру, а поворотный кулак разогреть при помощи все той же газовой горелки.

Эти операции существенно упростят запрессовку подшипника в поворотный кулак.

Дальнейшую сборку производим в обратном порядке.

Замена передней ступицы

Надо:

  • ​ Открутить гайку колеса головкой на 30.
  • ​ Поднять машину на домкрат.
  • ​ Снять колесо.
  • ​ Снять тормозной суппорт.
  • ​ Сняв тормозной диск, появится доступ к передней ступице.
  • ​ Отвинтить ступичную гайку. Крепится она тремя болтами. Болты слишком близко расположены друг другу, поэтому головка стает здесь очень плотно и вращать ее тяжело.

Примечание: можно слегка ослабить эти болты, после чего открутить. Если болт идет очень туго, его можно прогреть.

  • ​ При помощи отвертки сдергивать ступицу с посадочного места.

Крепление передней ступицы на ваз 2109

  • ​ Тщательно прочистить посадочное место.
  • ​ В корпус ступицы должен быть вставлен сальник. Его нужно поддеть, так как он будет мешать (его можно будет вставить в новую ступицу). Чтобы он лучше сел, его посадочное место следует смазать маслом.
  • ​ Под сальником останутся следы грязи, чтобы в дальнейшем грязь не попадала под новый сальник, необходимо смазать его специальной жидкостью.
  • ​ Поставить ступицу на место. Слегка закрутить ступичную гайку, чтобы ступица не выпала.
  • ​ Вдавливать ее внутрь.
  • ​ С обратной стороны закрутить все необходимые винты.

Замена

Подобрав необходимый для замены комплект подшипников передней ступицы, можно приступать к работе.

Для ремонта вам потребуется помимо стандартного набора инструментов, специальные оправки для подшипников. При их отсутствии можно воспользоваться трубой, подходящей по диаметру.


Демонтажные работы

Следуя инструкции и опираясь на видео уроки, вы сможете своими руками заменить подшипник передней ступицы.

  1. Ослабьте натяжение болтов колеса, снимите декоративную пластиковую заглушку с подшипника ступицы и расконтрируйте крепежную гайку.
  2. С помощью торцевой головки и рычага ослабьте крепежную гайку подшипника.
  3. Поднимите автомобиль с помощью домкрата, после чего снимите колеса с той части передка автомобиля ВАЗ 2109, где планируется выполнять замену подшипа.
  4. Снимите все, что может помешать вам демонтировать ступицу. К таковым объектам относится тормозной диск, крепление к поворотному кулаку, шаровой опоре, болты крепления поворотного кулака, крепежи передней стойки. Демонтируйте все это и двигайтесь дальше.
  5. Полностью открутите гайку передней ступицы, снимите ее и демонтируйте упорную шайбу.
  6. Из кронштейна передней стойки необходимо вывести ступицы и снять ее.
  7. Ступица демонтирована, потому можно выпрессовать из нее поврежденный подшипник и поставить на его место исправный узел.
  8. Положите ступицу на тиски или разместите другим удобным для вас способом.
  9. Используя выколотку, которая подходит по диаметру, прессуйте ступицу из внутреннего кольца подшипа.
  10. В некоторых случаях наружная часть внутреннего кольца может остаться на ступице. В такой ситуации вам не обойтись без съемника. Вообще лучше работать со специальным инструментом. Он наверняка найдется среди ваших знакомых или соседей по гаражу.
  11. Этой же выколоткой необходимо извлечь подшипник из поворотного кулака. Чтобы сделать такую работу, придется заранее снять стопорные кольца. Они извлекаются любым подручным инструментом, например шилом. Хотя есть специальные зажимы для подобных целей.


Аккуратность превыше всего

  1. Все, подшипник ступицы вам удалось снять.
  2. Тщательно обработайте все демонтированные детали, используя чистый керосин. Соблюдайте правила пожарной безопасности.
  3. Оцените состояние самой ступицы. Если на ней есть следы повреждений, дефекты, сколы, ее следует заменить на новую.
  4. Новый подшипник устанавливается на место при помощи тисков или пресса. Усилие при этом прикладывают обязательно к наружным кольцам.
  5. Использовать инструмент типа молотка для забивки подшипника категорически запрещается, поскольку это приведет к разрушению новой детали.
  6. Установив подшипник передней ступицы, выполните процедуру обратной сборки
  7. Не забудьте поменять гайку ступицы.
  8. Когда узел будет полностью собран и автомобиль опущен на землю, только тогда необходимо полностью затянуть крепежные гайки.

Ремонтировать переднюю ступицу при износе, поломке подшипника не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Наша инструкция, дополненная видео руководствами, поможет вам своими руками выполнить процесс от начала и до конца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]