«Робот» от АвтоВАЗа: не «автомат» и не «механика»


Робот или вариатор

Что лучше, робот или вариатор на «Весте» – ответить на этот вопрос можно, изучив отзывы владельцев. Водители, которые смогли сравнить оба типа трансмиссий, делятся своими впечатлениями на сайтах, посвященных отечественным автомобилям.

Начало движения

В последних выпусках Lada Vesta с АМТ конструкторы предусмотрели «ползущий» режим. При отпускании педали тормоза, машина на холостых оборотах начинала медленное движение. Эта функция вызывает нарекания водителей. Идет запоздание, разгон неравномерен, ощущаются подергивания. Через некоторое время скорость увеличивается, при городских заторах приходится притормаживать.

На скользкой дороге. Источник фото: ac-ladaufa.ru

На фоне таких действий робота вариатор имеет преимущество. Разгон плавный, отсутствие толчков и подергиваний. Накат и движение на подъем имеют схожесть с полноценной автоматической коробкой. При парковке автомобиль ведет себя более уверенно.

Шумность

Шум в салоне автомобиля с роботизированной коробкой сильнее, чем с вариатором. Гул в АМТ становится слышно даже при невысоких оборотах. При наборе скорости преимущество вариатора более очевидно.

Вибрация

Двигатель, оснащенный АМТ, вибрирует заметно сильнее, чем силовой агрегат с вариатором. При сравнении с АКПП возникает ощущение, что у автомобиля с роботизированной коробкой «плавают» обороты.

Набор скорости и динамика

«Веста» с роботизированной коробкой набирает скорость лучше, чем с вариатором, только при включении третьей передачи. Две первые короткие, водитель не успевает ощутить разгон. На четвертой преимущество с вариатором незаметно. Плюс АМТ – прямая связь педали газа с двигателем. Однако количество передач мало, и их переключение долгое.

Веста автомат. Источник фото: va-online.ru

У вариатора отклик на нажатие педали газа долгий, разгон медленный. После набора скорости автомобиль становится более динамичным, не ощущаются провалы тяги. Разгон после 80 км/ч значительно лучше, чем у робота, преимущество ощущается при обгоне на трассе.

Расход топлива

«Веста» с вариатором экономичнее, чем с роботизированной коробкой. Средний расход топлива у АМТ больше, разница составляет 2 литра на 100 километров. При постоянном росте цен на бензин это — преимущество вариатора даже при его большей цене.

Многие владельцы, прошедшие тест-драйв, приняли положительное решение, стоит ли покупать «Ладу Весту» на вариаторе.

Лада Веста СВ Кросс АМТ — как появился?

АМТ на Лада Веста СВ является уже знакомым нам агрегатом, который успел засветиться на других отечественных моделях — Лада Приора, Гранта, Калина, Х-рей. Сначала ходили слухи, что этот самый робот был разработан инженерами из Renault-Nissan, но позже эти слухи были опровергнуты. Сама по себе АМТ Лада Веста СВ Кросс является собственной разработкой АвтоВАЗа.

1 — Привод выбора передач2 — Электромотор3 — Привод включения передач4 — Электромотор5 — Шток выбора передач

Актуаторы (электромоторы) — используются немецкого производства ZF.

Вариатор на «Ладе Весте»

Некоторые покупатели не знают, какой вариатор ставят на «Весту». Новая модификация автомобиля получила бесступенчатый вариатор в Vesta Jatco JF015E.

Вариатор Jatco JF015E. Источник фото: akppwiki.ru

В паре с этим вариантом трансмиссии машина оснащается 1,6-литровым мотором с мощностью 113 л/с. Этот силовой агрегат устанавливается на моделях альянса , таких как «Аркана», «Каптур», «Логан», «Сандеро». Заводская классификация двигателя – H4M.

Вариатор может устанавливаться на все модели Vesta, кроме базовой комплектации. При выборе коробки Jatco JF015E дополнительных функций покупателю оплачивать не нужно. Это отличает модификацию «Веста AT» от конкурентов.

Лада Веста СВ Кросс 1.8 АМТ — цена вопроса

Роботизированная коробка АМТ Лада Веста СВ Кросс будет доступна покупателям только с 122-сильным мотором объемом 1.8 л. Производители посчитали, что нет смысла ставить робота совместно с двигателем 1.6 л. Двигатель 1.8 л будет доступен и с механикой.

Что касается цены, то доплата за роботизированную КПП АвтоВАЗ составит ровно 25 000 рублей, что на нынешние деньги не является большой суммой. Тем более за эти 25 тысяч рублей вы получаете годную и недорогую в обслуживании автоматическую коробку, пусть и роботизированную.

От слов к цифрам…

Самой дешевой комплектацией Lada Vesta SW Cross, в которой может быть установлен АМТ, является LUXE. Код комплектации GFK32-52-X00. Стоит такое удовольствие 820 900 рублей. За эти деньги Вы получите полностью укомплектованный автомобиль всеми необходимыми функциями с хорошим уровнем комфорта и безопасности.

Следующей комплектацией будет Luxe Multimedia. Код комплектации — GFK32-52-XK2. Цена 848 900 руб. Разница с комплектацией LUXE в мультимедийной системе. В простой люксовой комплектации есть только аудиосистема с четырьмя динамиками, а в Luxe Multimedia — мультимедийная система с навигацией и шестью динамиками. Все остальные характеристики у этих комплектаций одинаковые.

Комплектация Luxe Prestige (GFK32-52-XSH) не сильно отличается от Luxe Multimedia. Различие в усиленной тонировке задних стекол, наличии заднего подлокотника, силовой розетки сзади и задних подогревов сидений. Эта комплектация стоит 866 900 руб.

Для того, чтобы вычислить доплату за АМТ Лада Веста СВ Кросс, выберем идентичную комплектацию, но на механике. В списке есть только Luxe Multimedia с 5МКПП. Она стоит 823 900 руб, что на 25 тысяч дешевле, чем Luxe Multimedia с 5АМТ.

Вот такая арифметика. Напоследок предлагаем Вам посмотреть подборку видео, в которых авторы рассказывают о АМТ Лада Веста Кросс СВ.

Трансмиссия Jatco JF015E

Компания Jatco, входящая в концерн Nissan, в 2010 году выпустила новую модель вариатора, получившую полное обозначение Jatco JF015E. Прежде чем устанавливать эту коробку на автомобили «АвтоВАЗа», инженеры улучшили и доработали трансмиссию.

Устройство

Клиноременный механизм – основная деталь коробки. Элементы устройства – конусные шкивы и толкающий ремень, который передает крутящий момент, меняющийся от сближения и развода шкивов. В состав коробки также входят гидроблок и двухступенчатый планетарный редуктор, который снижает вес конструкции и увеличивает диапазон передаточных чисел.

Ресурс Jatco JF015E

Применение в трансмиссии для двигателей малого объема планетарной передачи делает конструкцию меньше и компактнее, но ухудшает надежность и уменьшает общий ресурс узла. Запланированный срок службы трансмиссий – 120 тысяч километров. На практике выход из строя коробки случается раньше. Ремонт требует специального оборудования и квалификации мастера.

Положительные стороны

Доработанная версия новой трансмиссии имеет плюсы:

  • вариатор стал компактнее, он лучше расположен в периметре подрамника, за счет чего уменьшился дорожный просвет;
  • облегчен режим нагрузки при переходе с передней передачи на заднюю, они переключаются четко и плавно;
  • снизилась нагрузка при перемешивании трансмиссионного масла, что актуально при низких температурах;
  • улучшилось функционирование системы охлаждения коробки, она выведена в один контур с двигателем;
  • ускорение автомобиля плавное, без рывков и провалов тяги.

Веста с АКПП. Источник фото: news.myseldon.com

Разработчики модифицированной трансмиссии Jatco JF015E заверяют, что масло заливается на весь срок службы автоматической коробки. Замена потребуется только при ремонте. Хотя на самом деле лучше менять его после 100 тыс. км, чем можно значительно увеличить срок службы коробки. Но делать это нужно в мастерской.

Минусы

В инструкции по эксплуатации указаны минусы вариаторной коробки, на которые должен обратить внимание водитель автомобиля:

  • производители не рекомендуют резких стартов, пробуксовок и внезапных торможений – эти факторы приводят к преждевременному износу трансмиссии;
  • запрещается буксировка автомобиля для экстренного пуска двигателя;
  • не рекомендуется применять прицеп, это увеличивает нагрузку на вариатор.

Следуя инструкции, к вариатору необходимо относится бережно, исключить агрессивный стиль езды. Выполняя рекомендации, можно избежать затрат на преждевременный ремонт коробки.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач Лада Веста

Автоматическая и механическая коробки передачВ новинке присутствует два варианта трансмиссии: отечественная автоматика и французская механика. Так как было проведено множество тестов автомобиля (автомат видео тест драйва ниже), можно уверенно говорить о минусах и плюсах первой и второй коробки передач.

Мировой рынок показал, что частота внедрения АМТ в транспортные средства начинает падать, это обусловлено следующими факторами:

  • механизм работает с небольшими и несанкционированными задержками, что очень нервирует водителя;
  • робот достаточно резко переключает ступени коробки, это отмечает большое количество владельцев, обладающих колоссальной любовью к динамичной езде;
  • робот не снижает своевременно передачи на подъемах, а при въезде на гору задним ходом чрезмерно «рвет» передачи.

Роботизированная коробка передачРоссийские конструкторы решили рискнуть и создать собственный робот с пятью ступенями, полагаясь на достоинства:

  • Производство обходится дешевле, чем конструирование механической трансмиссии и «автомата». На дилерском рынке «робот» стоит порядка 20 000р, что в два раза дешевле АКПП (коробка автомат).
  • Расход топлива Лада Веста автомат или робота существенно сокращается.
  • Отпадает необходимость в частой диагностике и ремонте робота.
  • На механизме встроена защита от несанкционированного включения передачи на любой скорости.
  • Автомат потребляет в три раза больше масла, чем роботизированная коробка передач Лада Веста.
  • Во время езды отсутствует вибрация рычага, плавное сцепление обеспечено даже во время резкого давления на педаль газа.

В своей разработке отечественные конструкторы учитывали опыт иностранных инженеров и стали применять немецкие актуаторы (исполнительные устройства), а также сцепление французского производства на свои трансмиссии. Внутри AMT Lada Vesta монтирована опция возмещения износа сцепления. К тому же ее не нужно прогревать перед началом работы. Автоматизированная механическая коробка весит намного меньше АКПП, за счет чего уменьшается расход бензина при езде.

Всевозможные комплектации автомобиля Лада Веста были рассекречены конструкторами автозавода достаточно давно: уже в феврале 2015 года некоторые интервьюеры смогли добиться от ответственных за создание новой модели лиц точной информации.

Сейчас стало совершенно ясно, что новая модель от концерна «АвтоВАЗ» в своей высшей комплектации «Люкс» будет снабжена роботизированной коробкой передач Лада Веста.

Это достаточно хорошая новость для всех без исключения водителей России: установленный в максимальной комплектации вариатор Лада Веста (или АМТ, как его называют в различных ресурсах, посвященных автотематике) отлично подходит как любителям мануального переключения передач, так и ценителям концентрации внимания на трассе, не любящим отрывать руку от руля.

Для оснащения люксовых моделей Лада Веста конструкторы отказались от роботизированной коробки ВАЗ.

Впрочем, стандартная вазовская коробка не входит в комплектацию ни одного силового агрегата – в предыдущих моделях Гранта, Приора и Калина были обнаружены существенные недочеты, снижающие ресурс роботизированной коробки.

Чем отличается эта коробка-робот от стандартной вазовской? Во-первых, одним из наиболее положительных отличий является более высокий уровень качества ее сборки – комплектующие обеспечивают более надежное сцепление и более оперативное переключение передач во время езды.

Динамика вождения не теряется, что становится ясно по многим отзывам опробовавших эту коробку передач в деле водителей.

Во-вторых, в процессе вождения эта трансмиссия издает значительно меньше шума, что положительно влияет на качество вождения (водитель избавляется от навязчивого раздражителя; кроме того, без шума можно более спокойно говорить с пассажирами или слушать магнитолу).

Принцип работы

Непосвященному читателю будет интересен принцип работы данного агрегата. По своей сути, вариатор Лада Веста, в перспективе устанавливаемый на модели комплектации «Люкс», является выгодным сочетанием МКПП и АКПП с возможностью как автоматического переключения скоростей, так и ручного посредством манипуляций с выведенным в салон рычагом.

Проблемы вариатора

Автомобили с вариатором поступили к дилерам в ноябре 2021 года, с лета коробка Jatco устанавливалась на XRAY Cross, за это время эксплуатация автомобилей выявила проблемы с трансмиссией.

Качество масла

Трансмиссия требовательна к качеству ATF-жидкости. При применении масла класса ниже NS-3, рекомендованного производителем, гидроблок вариатора может выйти из строя.

При каждом техническом обслуживании автомобиля рекомендуется проверять состояние смазывающего материала в коробке.

Разрушение подшипников

До проведения модернизации было много нареканий к регулировке роликового подшипника входного вала при сборке. Выставлялся неправильный зазор осевого люфта. При пережатии разрушалась ступица, что приводило к выходу из строя всей коробки передач. Инженеры исправили дефект, узел стал надежен, но при ремонте нужна точная настройка.

Выход из строя солнечной шестерни

Этот элемент конструкции не выдерживает предельных нагрузок и приходит в негодность. Шестерня сварена из двух частей, при усиленной работе автомобиля шов не выдерживает, деталь ломается, и весь узел выходит из строя. Симптомом поломки является отсутствие заднего хода при включении соответствующего положения ручки переключения. Другой признак – машина не движется вперед.

Поломка масляного насоса

В этом узле выходит из строя клапан, он подвисает от загрязненного продуктами износа масла. Давление смазывающей жидкости в вариаторе падает. В результате водитель при движении с места ощущает толчки или рывки.

Нюансы езды на роботе «Весты»

Как и во всех машинах, при езде на роботе «Лады» существуют некоторые нюансы, которые стоит учитывать при покупке. Ярче всего их можно понять, если почитать отзывы о роботе на «Весте». Например, коробка передач иногда мудрит при переключении скоростей. Если вы едете на второй скорости, медленно набирая обороты, то робот может неправильно вас понять и переключить передачу на первую, вместо третьей. Это зачастую случается при не очень динамичном разгоне.

Если же вам нужен более быстрый старт, но тут существует небольшая хитрость. Обычно при езде по трассе робот включает пятую передачу. Если же вдавить педаль газа в пол, то автомобиль включает третью передачу, после чего скорость сразу же увеличивается. Таким образом можно совершать обгоны на участках дороги с высокой скоростью движения. После завершения маневра достаточно отпустить педаль до обычного состояния, и АМТ снова переключится на 5 передачу.

Как мы уже говорили, в роботе на «Ладе» вставлен процессор, который считывает поведение и манеру вождения водителя и подстраивается под него. Если вы хотите наиболее динамичного разгона не рывками, то можно попробовать следующий стиль вождения:

  • Разгоняйтесь, не отпуская педаль газа. Робот сам выберет нужный момент переключения с первой передачи на вторую, а затем на третью. Но будьте готовы к небольшому рывку между переключениями.
  • После того как ваш автомобиль наберет скорость 40 км/ч, немного отпустите педаль газа. В этот момент машина плавно переведет передачу.
  • То же самое действие необходимо повторить и при скорости около 60-80, если вы собираетесь ехать еще быстрее.
  • Если на 4 скорости вы не вдавите педаль газа в пол, то, скорее всего, АМТ сразу же поставит 5 скорость, на которой динамический разгон невозможен.
  • При езде в гору робот сам сбрасывает скорость, если двигателю становится трудно держать текущую передачу. Для новичков этот нюанс особенно хорош: теперь во время поднятия по склону ваш автомобиль точно не заглохнет.

К езде на механической автоматизированной коробке передач еще нужно привыкнуть, но удобство и адекватная стоимость АМТ полностью скрадывает все ее недостатки.

Правила эксплуатации

О том, как работает вариатор на «Весте», водителя информирует инструкция по эксплуатации. Ручка управления имеет следующие переключения:

  • P – паркинг;
  • R – назад;
  • N – нейтральное положение;
  • D – вперед;
  • M «+» и «–» – ручное переключение пониженной или повышенной передачи.

Ручка управления на Весте. Источник фото: akppwiki.ru

Запуск двигателя производится при положении P. Нажимается педаль тормоза, при нажатии кнопки фиксации ручка переводится в D или R, в зависимости от того, куда будет направлено движение.

На рукоятке указываются линии переключения передач:

  1. Из P в нейтральное положение N, движение вперед – D, назад – R.
  2. В режиме ручного управления M включается пониженная или повышенная передача.

Режим M включается только при движении из положения D. Задним ходом можно двигаться, только переведя рукоятку в R из N. На экране приборной панели отображается включенная передача.

Правила запрещают во время движения переводить рычаг в положение паркинга P. Это действие может привести к поломке коробки передач. При краткой остановке перед светофором или в другой подобной ситуации, P и N не включаются, автомобиль удерживается педалью тормоза.

Чтобы продлить срок службы трансмиссии и избежать затратного ремонта, следует выполнять правила, предписанные инструкцией:

  • перед началом движения, особенно в зимнее время, несколько минут дать двигателю поработать на холостом ходу;
  • сразу после начала движения не рекомендуется быстрый набор скорости;
  • водителю необходимо избегать пробуксовок, резких стартов и внезапных торможений;
  • запрещается буксировка автомобиля для пуска двигателя.

До достижения машиной пробега 2 тысячи километров запрещается буксировка других автомобилей и прицепов.

Конструктивные особенности и устройство КПП JR5 Лада Веста

Отечественный робот во многом копирует коробки немецкого концерна «ZF». Исполнительный механизм АМТ состоит из:

  • актуатора активации сцепления;
  • актуатора переключения скоростей;
  • вилки сцепления;
  • кулисы для управления передачами в салоне машины;
  • датчика скорости вращения первичного вала.

Конструкция типичного робота с электрическим приводом и одним диском сцепления. В Европе, Азии от подобной технологии отказались еще лет пять назад в пользу преселективных моделей, но на отечественном рынке это новинка.

Возможность замены вариатора на МКПП

При эксплуатации «Весты» с вариатором у некоторых владельцев возникают проблемы с удобством при управлении автомобилем. В этой ситуации встает вопрос: можно ли заменить коробку на МКПП.

При поломке вариатора его ремонт или приобретение новой трансмиссии Jatco JF015E потребует значительных финансовых затрат. Стоимость нового вариатора – 185 тысяч рублей, новой МКПП – 50. В этом случае замена на механику кажется экономичнее.

Замена вариатора — дорогое удовольствие. Источник фото: drive2.ru

На сайтах, посвященных автомобилям «АвтоВАЗа», данный вопрос неоднократно поднимался на форумах. Проанализировав статьи, отзывы, сообщения пользователей, можно прийти к выводу – замена вариатора на МКПП возможна. Однако есть мнения, доказывающие нецелесообразность этой работы:

  • МКПП и стоимость работ по замене трансмиссии могут быть сопоставимы с ценой нового вариатора с установкой;
  • нештатная переделка может значительно ухудшить работу электронной системы автомобиля.

Наиболее разумный выход из ситуации – продажа «Весты» с отремонтированным вариатором и приобретение автомобиля с МКПП.

В какой комплектации поставляется АМТ

«Лада Веста» с автоматизированной механической трансмиссией поставляется только в комплектации люкс. При покупке в этой сборке можно приобрести и механическую трансмиссию, которая стоит по умолчанию. А вот за робота придется доплатить около 25 000 рублей.

Учитывая, что сумма за Lada Vesta в максимальной комплектации переваливает за 600 тысяч, резонно возникает вопрос: стоит ли овчинка выделки? Какие преимущества и недостатки можно обнаружить у такого дополнения?

Отзывы автовладельцев

Положительные
1.Владимир, 37 лет (drive2.ru): АМТ на Лада Веста мне нравится, лучше, чем механика. Непривычно управление передачами педалью газа. Чем сильнее жмешь на акселератор, тем ниже становится передача. Чтобы перейти на повышенную «скорость» после «кикдауна», немного отпустите педаль. В общем, нужно приловчиться. На первых порах путался, что и как. Один раз едва ли не столкнулся с впереди идущим транспортом.
2.Дмитрий, 42 года (prom.ua): Купил Весту в прошлом году с АМТ. Немного сомневался в правильности выбора, но в целом доволен по результатам года эксплуатации. Переключения не самые «шустрые», но вполне терпимо. На гидротрансформаторе в первых моделях плавность была лучше. Доводилось ездить на старых модификациях Весты. На трассе машина экономна, плавность хода, быстрый набор скорости, маневренность при обгоне. Проехал 17000 км без капиталовложений, ремонтов, лишь плановые профилактики. Мой отзыв о Лада Веста автомат только положительный.
3.Алексей, 38 лет (drom.ru): Первые несколько сот километров впечатления были непонятные. Ранее с АМТ не сталкивался, лишь механика и вариатор. Первый «шаг» был словно по инструкции: сел за руль, включил режим автомат на коробке, отпустил тормоз, прибавил газ и поехал. Не совсем понятно, почему переходит на пятую передачу уже на отметке в 80 км / ч. Это мало как для машины с таким двигателем. Поэтому перевожу на мануал, набираю 90 – 95 км / ч, после чего включаю пятую. Мотор позволяет развивать скорость на четвертой аж до 125 км / ч. Заметил, что расход у Весты на роботе меньше механики на 0,5 литра. Мелочь, а приятно.
4.Петрович, 47 лет (rozetka.ua): До Лада Веста Кросс автомат у меня был Опель Корса, взял Ладу в комплектации Комфорт с магнитолой. Некоторое время привыкал к АМТ, даже путался. Объезжал светофоры «десятой дорогой», чтобы не натворить делов. В целом, мнение положительное и о коробке, в том числе. В сравнении с механикой чуть медленнее происходит переход на повышенные, однако это не принципиально для меня. Радует то, что не нужно прогревать в мороз длительное время. Сел, завел на 3 минуты и поехал. Акселератор очень чувствительный, нужна адаптация после механики. Надеюсь, что ресурс в 75000 км выходит на «ура».
Отрицательные
5.Геннадий Дмитриевич, 53 года (prom.ua): Лада Веста Универсал автомат год, наездил уже 18000 км, считаю это показатель выше среднего. Робот работает исправно, но периодически слышен шелест. На СТО сказали, что нужно подтянуть выжимной подшипник. Автомобиль новый, а уже вынужден что-то ремонтировать. Очевидно, что качество отечественного производителя еще не на должном уровне, модель сырая, требует доработок.
6.Владимир, 48 лет (Бибика.ру): первый опыт с роботизированной КПП и тот печальный. На 15000 км полетел выжимной подшипник, заменил в мастерской по гарантии. После потек уплотнительный сальник, тоже пришлось заменить. Недоволен качеством, считаю, что модель нуждается в тщательной доработке.
7.Семен Сергеевич, 49 лет (drive2.ru): брал Лада Веста с нуля, претензий по работе не было. После зимы передачи стали включаться с задержкой, сцепление дало пробуксовку. В общем, посетил СТО, договорился о комплексной диагностике по гарантии. Товарищи советовали мне брать с механикой, не послушался, взял с коробкой автомат.
8.Степан Васильевич, 45 лет (Автодиспетчер.ру): после двух лет активной эксплуатации Лада Веста Кросс автомат полетел выжимной подшипник. считаю, что моей вины в этом нет, так как ездил аккуратно, не гонял, бережно относился.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]